Что было раньше
Околополитический триллер канадского режиссера Дени Вильнева «Убийца» в 2015 году был отобран в основной конкурс Каннского кинофестиваля и, хотя остался без наград, признание критиков заработал. Особо отмечали игру Эмили Блант, исполнившей роль агента ФБР, которую Грэйвер (Джош Бролин) привлек к операции ЦРУ против мексиканских наркоторговцев, и Бенисио Дель Торо в роли таинственного киллера Алехандро.
Рейтинг «Убийцы» на Rotten Tomatoes оказался зашкаливающим, — 93% — так что еще до выхода в прокат продюсеры объявили о работе над сиквелом. Прокат, впрочем, тоже не подвел: фильм заработал во всем мире $85 млн. Не кассовый хит, конечно, но с учетом тридцатимиллионного бюджета — вполне неплохо. Потом были три номинации на «Оскар» (одна — за музыку исландского композитора Йохана Йоханнссона) и куча других номинаций и призов. Дель Торо, например, стал обладателем премии Hollywood Film Awards за лучшую роль второго плана.
Откуда взялся «Убийца»
Вообще-то, в «Убийцу» фильм превратился только в российском прокате. В оригинале картина Вильнева называлась «Sicario». Это название содержит сразу несколько исторических отсылок. Изначально «сикариями» называли боевиков-зелотов, которые боролись против владычества римлян над Иудеей в I веке н. э. методом террора и прямых убийств. Убивали они с помощью холодного оружия, которое можно было спрятать под одеждой (sica — «кинжал» в переводе с латыни). Их целью были присланные из Рима чиновники или местные коллаборационисты. Римляне в ответ тоже не церемонились, так что через какое-то время это движение было полностью уничтожено: последние сикарии погибли во время осады крепости Моссада в 73 году. В широком смысле сикарии — идейные убийцы. Это название брали себе (уже в современной истории) и некоторые иудейские организации, правда, уже неофициально (и необязательно эти организации были террористическими).
В приложении к фильму Вильнёва определение «сикарий» можно применить к любому из главных героев, поскольку большинство из них занято тем, что делает грязную работу для правительства США (ведь кто-то должен убивать плохих парней?). В испанском языке, кстати, слово sicario имеет более прозаичное значение: «наемный убийца». Первоначально, еще во время Каннского фестиваля, название фильма переводили как «Наемница», объявляя главной героиней персонажа Эмили Блант.
Что случилось со вторым «Убийцей»
Работа над второй частью франшизы немного затянулась: потребовалось почти три года, чтобы фильм добрался до киноэкранов. Дени Вильнев, который на первых порах участвовал в написании сценария, вскоре покинул проект и занялся более насущными делами. Йоханнссон ушел вслед за режиссером и сотрудничал с ним в фантастических фильмах «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049». Композитор умер в феврале 2018 года. Первоначально заявленная в кастинге Эмили Блант тоже в титрах сиквела не значится. Да и сложно сказать, является ли новый фильм прямым продолжением первой части. А вот Бенисио дель Торо и Джош Бролин остались.
Сюжет «Убийцы-2» не слишком сложен, но и примитивным его назвать нельзя. Грэйверу (Бролин) и его подчиненным нужно организовать полномасштабную войну между мексиканскими наркокартелями, поскольку они вроде бы виноваты в том, что в США попадают террористы-смертники. К операции привлекается Алехандро (дель Торо), который похищает Изабелу Рейес (Изабела Монер), дочь одного из наркобаронов. Но планы рушатся, руководство спецслужб приказывает «зачистить концы», а Алехандро, вопреки всему и всем, пытается спасти Изабелу.
Вовсе не «Убийца»
Тут следует снова вспомнить о названии фильма. В оригинале вторая часть называется «Sicario: Day of the Soldado», что лишь окончательно все запутывает в попытке соединить «наемного убийцу» («сикария») и «солдата» (soldado по-испански). Русский перевод названия — «Убийца-2: Против всех» — более точно отражает то, о чем фильм, несмотря на обязательную отсылку к франшизе: в какой-то момент действие и в самом деле переходит в схватку всех со всеми.
Благодарить за это, видимо, следует итальянского режиссера Стефано Соллиму, который долгое время занимался полицейскими сериалами о борьбе с мафией для телевидения Италии, а в 2012 году «выстрелил» дебютным полным метром «Все копы — ублюдки» и заработал уйму кинонаград. А за пределами Италии он прославился после работы над сериалом «Гоморра». «Убийца-2» стал для Соллимы дебютом в американском кино, и вряд ли кто скажет, что он не оправдал оказанное ему доверие. Конечно, повторить успех Вильнева было сложно (пожалуй, даже невозможно), но и критический рейтинг в 72% выводит «Против всех» на совершенно новый уровень, недосягаемый для многих боевиков.
Правда, попытка сделать главным героем «Убийцы-2» наемника Алехандро оказалась не слишком успешной. Этот персонаж в первом фильме был загадочной, не слишком разговорчивой и не склонной к обсуждению своей биографии личностью. Как сообщалось, дель Торо вырезал 90% своих реплик из сценария. Во второй части его история проясняется, но он, словно по привычке, отходит в тень, оставляя сцену юной Изабеле. Понять дель Торо, пожалуй, можно: титулов у него и так достаточно, есть даже «Оскар», и новую награду за второго «Убийцу» он вряд ли получит. Да и Джош Бролин на первый план не лезет: видимо, ему хватило уничтожения половины вселенной в недавних третьих «Мстителях». А Изабеле Монер, напротив, нужно реабилитироваться после пятых «Трансформеров», пусть она и не попала тогда под каток критики и «Золотых малин» вместе с остальным актерским составом. Ну а дель Торо вместе с мудрым Бролином сделали для шестнадцатилетней актрисы все возможное.