5-й фестиваль нового российского кино «Горький fest» подошел к концу: в пятницу, 23 июля, в нижегородском Театре драмы имени Горького состоялась торжественная церемония закрытия смотра, который в этом году проводился в рамках празднования 800-летия самого Нижнего Новгорода.
«Горький fest» 2021 года продолжался вдвое дольше обычного: первую неделю работала киношкола, в которую принимали местных абитуриентов, а во вторую проходили показы конкурсных и внеконкурсных фильмов. За эти семь дней фестивалю удалось серьезно расширить свою географию: кино показывали и в кинотеатрах, и на набережной, и в цехах заводов «Красное Сормово» и ГАЗ, и в настоящей гипсовой шахте. В рамках «Горький fest» создали кинематографический граффити-маршрут и открыли памятную доску режиссеру Алексею Балабанову на здании нижегородского Лингвистического университета. Фестиваль проходил на 26 площадках, а его показы посетили 30 тысяч зрителей.
И, разумеется, был конкурс под названием «Встряска», в котором участвовали полно- и короткометражные, документальные и художественные фильмы. В этом году до участия в конкурсе было допущено 12 картин, а судило их жюри в составе кинокритика, заместителя главного редактора журнала «Искусство кино» Зары Абдуллаевой, драматурга и сценариста Александра Родионова, актера Павла Табакова и актрисы Юлии Хлыниной.
Кто получил главный приз?
Лучшим фильмом 5-го «Горький fest» жюри решило назвать документальную работу Надежды Ишкиняевой «Краткая теория тотальной институции: взгляд художника».
Эта картина смонтирована из видео- и фотоматериалов художника Алексея Сахнова, который с 1994 года живет в психоневрологическом интернате и всё это время не покидает его стен. В титрах к фильму указывается, что Сахнов не разговаривает и неизвестно, может ли он слышать. При этом у него были персональные выставки, а его работы принимали участие в групповых проектах.
Фильм представляет собой несколько проходов по коридорам ПНИ, а также общение — весьма своеобразное — с некоторыми соседями по палате.
«Фильм показывает, как устроена тотальная институция изнутри, и обнажает механизмы нормализации людей в современном обществе», — сказано в аннотации к «Краткой теории…».
Кто получил другие награды?
Сразу две премии досталось картине «Афина» Игоря Ерохина: за режиссуру и спецприз «Живая вода».
Фильм необычный: он снят в вертикальном формате и предназначен для просмотра на экране смартфона. Сюжет картины отсылает к роману Чака Паланика «Бойцовский клуб»: подросток, который учится на автослесаря, попадает в закрытый клуб «Афина», где из учеников делают настоящих бойцов.
Лучшей ролью жюри признало роль механика закрытого на карантин кинотеатра в картине Алексея Житковского «Когда я была маленькой, я любила смотреть на костер». По сюжету картины этот механик (его сыграл актер Николай Мочернюк) приходит в свой кинотеатр на сигнал тревоги и знакомится с Жанной, героиней черно-белого немого фильма 1928 года «Страсти Жанны д’Арк». Она говорит по-французски, он — на русском, но они хорошо понимают друг друга и вместе осуждают церковников, затеявших суд над 19-летней девушкой.
Приз за лучший сценарий достался фильму «Обрывки рэпа» Григория Клименко — истории девушки, которая ведет обычную жизнь в Москве с модными выставками и барами, а заодно возит свою старую бабушку в «Макдоналдс». А за художественные достоинства судьи 5-го «Горький fest» наградили картину Александра Елизарова «Мы будем громко ему кричать».
Премию за вклад в развитие современного кинематографа посмертно получил Алексей Балабанов. Лауреата в этой номинации объявляли президент фестиваля Михаил Пореченков и продюсер фестиваля Оксана Михеева, а награду вручили семье Балабанова.