Как Чухрай на итальянцах погорел. Знаковые фильмы московского кинофестиваля

Марчелло Мастроянни и Анук Эме в фильме в фильме «8 1/2»,1963. © / Кадр из фильма

Впервые Московский Международный Кинофестиваль был проведен еще в 1935 г чуть ли не по личной инициативе Сталина. Жюри возглавлял знаменитый Сергей Эйзенштейн. Но регулярным ММКФ сделала министр культуры Екатерина Фурцева. Второй датой его рождения стало 3 августа 1959 года. Началась «оттепель», в кинематографе СССР появились новые имена, «железный занавес» заметно пошатнулся. Результатом тектонических сдвигов стало появление череды фильмов, снятых совместно с европейскими кинематографистами, и потеплению отношений с Западом.

   
   

В конкурсных и внеконкурсных программах ММКФ значились лучшие зарубежные режиссёры и актеры — Федерико Феллини, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Жан Марэ, Ив Монтан, Анна Маньяни, Микеланджело Антониони. Тогда иностранные кинематографисты охотно представляли здесь свои шедевры.

«8½» («Восемь с половиной»), 1963 г., Федерико Феллини 

Мировая премьера состоялась как раз в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля.

Фильм о переживающем творческий кризис режиссере завоевал Большой приз Московского кинофестиваля. Это был беспрецедентный случай — иностранная картина победила на кинофестивале в СССР. И ладно бы еще режиссер был из стран соцлагеря... Все члены наградной комиссии были против такого «святотатства». На том, чтобы отдать главную награду итальянской ленте, настоял председатель жюри Григорий Чухрай. После этого демарша режиссёра больше не приглашали возглавить жюри на ММКФ. А фильм Феллини получил потом ещё и два «Оскара». 

«Подсолнухи», 1970 г., Витторио де Сика

Вторая мировая война, тихий итальянский городок. Только-только поженившиеся Джованна (Софи Лорен) и Антонио (Марчелло Мастрояни) вынуждены расстаться — парня отправляют на Русский фронт. Его отряд терпит поражение, Антонио падает в поле зимой обмороженным. Но его спасает русская медсестра (Наталья Савельева), выхаживает и буквально возвращает с того света. Джованна не может смириться с неизвестностью — в списках погибших ее любимого нет. После смерти Сталина героиня Софи Лорен едет искать в СССР своего Антонио. И находит в русской деревне. Он женат на своей спасительнице Маше, у них дочка... Узнав о предательстве, итальянка возвращается домой. Спустя время к ней приезжает Антонио и предлагает начать все сначала, но... И наша Людмила Савельева, и итальянка Софи Лорен сыграли в фильме очень жертвенных женщин. В нем не было ни правых, ни виноватых. Вернее, виновата во всем только она. Война. Картину представляла на ММКФ сама Софи Лорен. Этот фильм еще и спонсировал ее муж Карло Понти, обожающий Россию и мечтавший снять свою жену еще и в роли Анны Карениной. 

«Подсолнухи». Фото: Кадр из фильма

«Иди и смотри», 1985 г., Элем Климов

Пронзительный фильм, военная драма по сценарию Алеся Адамовича и самого режиссёра повествует о событиях, происходивших на территории Белоруссии в 1943 году. Главный герой — деревенский подросток Флёра (уменьшительное от Флориан) видит, какой ад устроили для жителей деревни нацисты. За два дня он становится стариком... По воспоминаниям самого Кравченко, игравшего Флёру еще будучи подростком, период съемок был для него невероятно тяжелым: «Думал, я не выдержу». Достаточно сказать, что для начала мальчишку посадили одного смотреть в пустом кинозале 4 часа хроники из концлагерей.

Но Климов знал, что делает. Фильм получил награды мировых кинофестивалей и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года: его просмотрели 29,8 миллиона зрителей.

   
   

«Стрелочник», 1986 г., Йос Стеллинг

Картина о том, как «составляет Бог карточный пасьянс из людских дорог». По сюжету, основанному на романе Жана-Поля Франссенса, в безлюдном месте, там, где железная дорога соединяет город с югом, живет стрелочник. Общение у него лишь с почтальоном, машинистом. Но вдруг зимой появляется сошедшая на этой станции по ошибке женщина из города. Ситуация складывается так, что дама остается на целый год... Когда по экрану побежали финальные титры, зрители в зале продолжали молча сидеть, удивленные всей этой нереально-реальной историей. А потом раздался шквал аплодисментов.

«Непрощенный», 2018 г., Сарик Андреасян

Неоднозначно встреченная критикой картина, описывающая драму жизни архитектора Виталия Калоева, который потерял по вине иностранного диспетчера всю семью: самолет «Башкирских авиалиний», в котором летели его жена и дети, столкнулся над Боденским озером с транспортным бортом. Не дождавшись семьи в аэропорту Барселоны, Виталий отправляется на место катастрофы, где находит сына и дочь мертвыми... В фильме сыграл Дмитрий Нагиев, который признавался, что очень боялся браться за эту работу — ведь к нему приклеилось амплуа шоумена и в трагедию, которую переживает его герой, могли просто не поверить. Картину сравнивали с голливудской, где Калоева играет Арнольд Шварцнеггер. Но для ММКФ было важным то, что сам Виталий Калоев и все его близкие фильм «Непрощённый» смотрели и сказали, что он настоящий.