Иван, любовь и ведьма в клетке. Стоит ли смотреть фильм «Летучий корабль»?

«Летучий корабль». © / Кадр из фильма

Многие сказки имеют схожий сюжет — простой парень из народа влюбляется в дочку короля-царя, а та либо отвечает ему взаимностью, либо посылает на смерть лютую. И неудивительно, что вышедшие в последние годы в нашей стране полнометражные фильмы по сказочным сюжетам идут этой тропой, стараясь с нее не сворачивать. Правда, в «Коньке-горбунке» Иван-дурак положил глаз на Царь-девицу — невесту собственно Царя, но в «По щучьему велению» Емеля добивался благосклонности царевны Анфисы, а в недавнем хите «Бременские музыканты» Трубадур вскружил голову настоящей Принцессе. Не пошел против традиций и фильм Ильи Учителя «Летучий корабль».

   
   

Нескромный матрос Иван (Александр Метёлкин) в робе, которая сделала бы честь любому дембелю 80-90-х, случайно видит царевну Забаву (Ксения Трейстер), немедленно влюбляется в нее, обманом проникает во дворец и открывает девушке свое сердце, обещая увезти в кругосветное путешествие. В самом дворце идет перманентный ремонт, который оплачивает боярин Полкан (Фёдор Добронравов) — у слегка недотепистого Царя (Леонид Ярмольник) денег нет, а в бюджете дырка. У самого Полкана далеко идущие коварные планы — он уже перекупил дворцовую стражу и вызвал из-за границы своего сына (Андрей Бурковский), чтобы усадить того на трон, насильно отнятый у действующего монарха.

«Летучий корабль». Фото: Кадр из фильма

Сынок этот за годы жизни вне царства приобрел невиданный лоск, умение обольщать юных девушек, а также диковинку — настоящую ведьму леди Джейн (Полина Гагарина), которая сидит в клетке, а на свободе по воле хозяина превращается в натуральную огненную гарпию. С ее помощью новоявленный Поль (сокращение на иностранный манер от Полкана) хочет извести соперника — матроса Ивана — и заставить Забаву стать его женой.

Сюжет «Летучего корабля» хорошо знаком не только зрителям советского поколения, но и тем, кто значительно младше. Одноименный мультфильм режиссер Гарри Бардин снял в 1979 году по сценарию, написанному по мотивам русской народной сказки. Правда, фильм Учителя-младшего от мультика отличается — пусть не кардинально, но заметно. В первую очередь — новыми персонажами, которые, видимо, нужны, чтобы растянуть хронометраж до пристойных полутора часов — у Бардина вся эта история уместилась в восемнадцать минут вместе с титрами. Одним из таких новеньких стал тот самый принц с заморскими ухватками, который привез во дворец не только ведьму в клетке, но и немного настоящего рейва. Еще появился почти из ниоткуда Соловей-разбойник (его играет неузнаваемая под гримом Анна Уколова).
«Летучий корабль». Фото: Кадр из фильма

Остальные герои остались на своих местах — грустный Водяной (Сергей Гармаш, похожий после обработки компьютерной графикой на Ждуна) поет свою знаменитую песню, Бабок-Ёжек осталось пять (их всех играет опять же смутно узнаваемый под гримом Данила Козловский), но свои куплеты («Пой частушки, бабка Ёжка, пой, не разговаривай!») они отрабатывают честно. Кроме того, эскадрилья этих Ёжек вносит свой вклад в финальную битву добра со злом, в которой летучий корабль выступает в качестве носителя авиакрыла, а Полкан с сыном отбиваются с помощью зенитных царь-пушек и огненной девы — получается забавно и даже похоже на космические битвы из «Звездных войн».

В минус «Летучему кораблю» можно поставить, пожалуй, лишь несколько моментов. В первую очередь это выбор исходной сказки, поскольку мультфильм Бардина все-таки уступал более хитовым «Бременским музыкантам», в том числе — и по популярности песен. Но в фильме знакомые композиции хорошо разбавлены узнаваемыми мелодиями — там звучат «На заре» группы «Альянс» и «Ветер знает» от «Браво», а финальная «Верхом на звезде» из репертуара Найка Борзова искупает часть огрехов всей экранизации.

Фото: Кадр из фильма

Еще из минусов — слишком аляповатая картина, но, кажется, в этом стиле «вырви глаз а-ля рюс» у нас решили снимать вообще все сказки. Ну и задержка с выходом — фильм снимался давно, с тех пор многое изменилось, и создателям перед премьерой пришлось убирать того же Козловского из титров. Но детям, которым и предназначен этот фильм, нет дела ни до Козловского, ни до бросающегося в глаза цветового безумия. Для них это современная версия хорошего мультика, который можно смотреть не потому, что родители заставляют, а потому, что нравится, и потому, что в нем звучит та самая музыка, которую они постоянно слышат в своих соцсетях.