Со 2 по 6 августа в Нижнем Новгороде пройдет 2-й российский фестиваль веб-сериалов «Realist Web Fest». В его конкурсной программе представлены многосерийные фильмы из многих стран мира, российское кино представляют проекты Тимура Бекмамбетова и другие картины, а в рамках смотра состоятся различные круглые столы, семинары и презентации. Накануне фестиваля генеральный продюсер «Realist Web Fest», создатель ресурса «The Digital Reporter» Антон Калинкин рассказал АиФ.ru о том, что такое веб-сериалы, чем они отличаются от обычных сериалов и для кого предназначен этот формат.
Игорь Карев, АиФ.ru: Что такое веб-сериал? Есть какое-то простое объяснение этого термина?
Антон Калинкин: История веб-сериалов недолгая, этот формат появился недавно. Официально считается, что это художественный продукт, снятый специально для показа в сети, длительностью в среднем от 3 до 23 минут и имеющий серийность. Но существует и человеческое объяснение: один эпизод веб-сериала любой представитель активной аудитории может посмотреть за то время, которое он проводит в транспорте.
– Что за активная аудитория? Пользователи интернета? Для чего потребовалась новая терминология?
– Не новая, просто мы отказались от привычных понятий «молодая аудитория» или «возрастная аудитория», потому что, на наш взгляд, они не отражают того, что происходит со зрителями сегодня. Зрители, скорее, делятся на активных и неактивных, а активные и являются основными потребителями видеоконтента.
– В том числе и веб-сериалов?
– Да. Представитель этой аудитории может посмотреть одну серию такого сериала во время поездки на метро или в маршрутке, во время перерыва на работе, и задача производителей – снять такой фильм, который заинтересует такого зрителя в вагоне метро, где он находится посреди толпы и с одним наушником в ухе. Формат веб-сериалов появился как ответ на потребности этой аудитории, у которой времени на получение эмоций очень мало и которая должна из огромного информационного потока вычленить интересный и содержательный продукт.
– Обычные сериалы показывают на телеканалах, они доступны на уже раскрученных онлайн-сервисах. А веб-сериалы – по моим ощущениям – скрыты среди миллионов видео на YouTube и других видеохостингах. Как их можно найти?
– Когда мы только начали заниматься веб-сериалами, в России даже поисковых запросов по этому термину не было – всего 0,03% от общих запросов по сериалам. Сейчас, спустя всего год, таких запросов почти четыре процента. То есть люди начали интересоваться, а спрос диктует предложение. Да, безусловно, на сегодняшний день веб-сериалы люди вынуждены искать по ссылкам на разных ресурсах или даже по знакомству. Но тренд уже сменился: многие онлайн-кинотеатры и видеосервисы собираются запускать у себя раздел веб-сериалов.
Раньше аудитория шла за информацией. Мы знали, где и что будут показывать, во сколько, спрашивали лишний билетик, в случае необходимости расталкивали локтями, пытались успеть, увидеть. Сейчас же всё наоборот: контент вынужден идти за аудиторией, а интернет оказывается самым коротким путем. Но в интернет пошли все, от художественного кино и сериалов до телеканалов, у которых появились свои диджитал-платформы, и конкуренция на этом рынке огромная. Но я уверен, что у веб-сериалов есть определенное преимущество в этой борьбе.
– Какие темы обычно поднимают в веб-сериалах? Как они делятся по жанрам?
– По жанрам веб-сериалы не отличаются от любой другой формы – это комедии, драмы, хорроры. Но процентов на семьдесят веб-сериал – это история про современность, потому что с точки зрения производства и бюджета лучше снимать про наше время, а не историческое кино. Кроме того, у веб-сериалов есть еще одно достоинство – оперативность, потому что его производство при хорошей подготовке занимает всего полгода, а не два года, как для обычного сериала. Это дает авторам шанс быстро откликнуться на актуальные события.
– Веб-сериалы это дешевый продукт? Сколько стоит одна серия?
– Затраты на производство могут различаться очень сильно. Например, можно снять шесть серий за 300 тысяч рублей. Четыре серии сериала «Это я», второй сезон которого попал на все международные фестивали, были сняты за 160 тысяч рублей. А веб-сериал «Девушка с плеером» снимался в Лондоне и обошелся примерно в 20 миллионов рублей. Но вопрос не в бюджете. Веб-сериал – это честное кино. И если у автора есть силы и смелость сделать фильм точно таким, каким он его представляет, если он готов идти на эксперимент, то веб-сериалы это его история. А дальше будет результат, и успех уже не измеряется только количеством лайков или просмотров на YouTube. Успех – это и интерес онлайн-платформ и мобильных ресурсов, для которых это понятный и подходящий их аудитории формат.
– То есть можно констатировать, что веб-сериалы стали отдельным видом искусства?
– Глобального рынка веб-сериалов, конечно, нет. Но этот продукт востребован, и когда он станет массовым, всё встанет на свои места.
– А на телевидение есть шанс пробиться? И стоит ли это делать?
– На Западе большие телевизионные компании воспринимают веб-сериалы как лабораторию. Многие проекты, представленные на различных фестивалях, были приобретены для переделки в большие сериалы. Кроме того, многие кинокомпании на веб-сериалах проверяют реакцию на различные эксперименты.
– Раньше подобную функцию выполняли пилотные серии…
– Да, веб-сериал в этом случае тоже является своего рода пилотом другого проекта, но при этом он – самодостаточный, законченный продукт. А небольшие западные телеканалы уже начинают покупать веб-сериалы и ставить их в эфир – таким образом они ищут контакт с активной аудиторией.
– В этом году на ваш фестиваль прислали более 1300 заявок. Насколько всё же развита индустрия веб-сериалов в России? Можно ли вообще говорить об индустрии?
– Год назад заявок было всего 150, а от наших кинематографистов – лишь восемь. Да и то нам тогда пришлось пройти сложный путь выискивания проектов по всей стране, объяснять, что снятый фильм именно веб-сериал, а не, допустим, пилот короткометражного фильма. В этом году из России было уже тридцать заявок, и на этом «Realist web fest» мы добавили специальную программу, в которую вошли первые серии сериалов – а это еще четырнадцать проектов. Кроме того, мы точно знаем, что множество проектов находятся в стадии запуска и будут готовы, наверное, к следующему фестивалю. А что касается индустрии веб-сериалов… Представьте, что мы недавно посмотрели «Рабыню Изауру», и кому-то пришла идея снять такое же многосерийное кино, но про ментов. То есть мы узнали, что на Западе есть подобный формат, и начали делать свои сериалы. Но российские авторы веб-сериалов отстают от зарубежных коллег совсем немного, так что в этом мы развиваемся почти параллельно со всем миром.
Смотрите также:
- «Кино равного доступа». Новые возможности для глухих и слабослышащих людей →
- Продюсер Сергей Сельянов: российская киноиндустрия набрала хороший ход →
- В кинозвезды - через мобильный телефон →