«Индиана Джонс для бедных». Рецензия на фильм «Tomb Raider: Лара Крофт»

Алисия Викандер в фильме «Tomb Raider: Лара Крофт». © / Кадр из фильма

Было время, когда слова «экранизация компьютерной игры» звучали как клеймо, приговор или просто нечто неприличное. После целого ряда попыток (примеров много: невнятный Doom, очень спорный «Варкрафт», скомканный «Кредо убийцы» и два «Хитмэна», один хуже другого) любое заявление об очередном переносе на большой экран какой-то знаковой игры заставляло её фанатов хвататься за голову.

   
   

Среди наиболее удачных опытов как раз признаётся первая часть «Лары Крофт», в которой британскую аристократку играла Анджелина Джоли. Однако вторая часть не оправдала надежд фанатов, исполнительница главной роли отказалась играть Лару Крофт в дальнейшем и франшиза затухла, не успев разгореться. Сейчас, в эпоху тотального перезапуска подзабытых многими серий и цветения феминистических настроений по всему миру, а также после выпуска двух крайне удачных и более «взрослых» игр из серии Tomb Raider, подзабытую кинолюбителями «расхитительницу гробниц» решили перезапустить.

Ушедшую Джоли заменила обаятельная Алисия Викандер, талантливая актриса из Швеции, получившая в 2016 году «Оскар» за лучшую роль второго плана. За всю карьеру у неё не было ни одного фильма, который сделал бы её звездой. Её талант раскрывается в картинах, где ей отводятся психологически непростые роли, совершенно разные по диапазону эмоций: искусственная женщина в фильме «Из машины», жена трансгендерного мужчины в «Девушке из Дании» и другие. Роль Лары Крофт, благодаря сплаву брутальности, красоты и отваги узнаваемой героини компьютерных игр, должна была добавить ей в копилку «работу в блокбастере», а её талант создавать сложный эмоциональный рисунок на экране мог послужить фильму на пользу. Но что-то пошло не так.

Сюжет закручен вокруг ещё совсем молодой Лары, которая отказывается признать мёртвым пропавшего без вести отца и принять по наследству старинное поместье семейства Крофт. Случайное стечение обстоятельств наводит её на сведения о том, что родственник был каким-то образом связан с загадкой гробницы давно почившей китайской императрицы, которую якобы за то, что та «убивала людей одним лишь прикосновением», заточили на всеми забытом острове неподалёку от Японии. Взяв в напарники вечно пьяного гонконгского матроса, Лара попадает на остров, где обнаруживает отряд до зубов вооружённых людей, которые уже семь лет ищут вход в гробницу, после того как пропал единственный надёжный источник сведений о её местонахождении: отец Лары. Открыть врата в захоронение императрицы значит запустить процесс гибели всего человечества, что, впрочем, не волнует жадного предводителя наёмников.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт»

Получилось эдакое «Лара Крофт: Начало», после которого (в случае коммерческого успеха фильма) обязательно пойдут сиквелы, где зритель должен увидеть расхитительницу гробниц «старого образца», т. е. ту Лару, которую играла Анджелина Джоли: богатую аристократку с косичкой и двумя хромированными пистолетами, которая от нечего делать спасает мир. В новом же фильме мадам Крофт в исполнении Викандер явно списана с героини, представленной в последнем на данный момент «перезапуске» игровой серии: молодая, тонкая и ранимая девушка, которая оказывается втянута в опасную авантюру не по своей воле, а в силу обстоятельств. Оказавшись в экстремальной ситуации, она не скачет, как горная козочка, яро постреливая из парных пистолетов. Она напугана и не знает, как ей быть.

   
   

Если бы эту «храбрость через страх» создатели поддерживали на протяжении всего фильма, он бы вышел гораздо более захватывающим. Лучшие эмоции во время просмотра испытываешь в моменты, когда героиня, например, совершает первое убийство в целях самообороны: здесь актёрский талант Викандер позволяет зрителю почувствовать весь шок Лары от случившегося, понять, что переживает девушка, ещё вчера катавшаяся на велосипеде по Лондону, а теперь вынужденная с луком и стрелами в зубах отвоёвывать право на жизнь. Но, к сожалению, авторы не выдерживают установку на глубокий психологизм: в определённый момент фильм становится похож на любой другой блокбастер, выходящий на экраны. Зловещий с виду командир наёмников оказывается типичным «страшным и жестоким» антагонистом, пучащим глаза для большего эффекта, внезапное появление отца Лары не вызывает сильных эмоций ввиду отсутствия химии между персонажами, а фирменные для серии походы по древним гробницам напоминают более суровую версию «Форта Боярд».

Есть предположение, что фильм провалится в прокате или как минимум не оправдает вложенных в него средств. «Tomb Raider: Лара Крофт» — кино, весь потенциал которого расплескался после середины и сиквел которого может оказаться ещё более вторичным, нежели оригинальный фильм.

Смотрите также: