Императрица тоже любит. Каким получился сериал «Елизавета»

В 1993 году комедиограф Мэл Брукс снял «Мужчин в трико» — очень злую пародию на фильм о Робин Гуде с Кевином Костнером — и оказал своим коллегам, которые потом подступались к истории «принца воров», дурную услугу. После издевательства Брукса фильмы Ридли Скотта или Отто Баферста тоже казались пародиями, хотя они-то как раз снимались со всей серьезностью. 

   
   

Но Робин из Локсли был человеком из легенд. С реальными историческими персонами подобное сотворить сложно. Российскую императрицу Екатерину II Великую западные кинематографисты много лет склоняли на все лады, но каждый новый фильм о ней всё равно вызывал неподдельный интерес. Даже такой юмористический, как недавний сериал Hulu «Великая» с Эль Фэннинг.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия-1»/ Кадр из фильма

В России, кстати, тоже была своя «Великая» — сериал Первого канала, в котором роль императрицы примерила на себя Юлия Снигирь. Но этот проект развития не получил, а вот выходивший почти одновременно с ним сериал «Екатерина» от канала «Россия-1» (с Мариной Александровой) превратился в целый цикл: вслед за историей восшествия немецкой принцессы на российский трон появились продолжения «Взлёт» и «Самозванцы». А в среду, 9 марта, «Россия-1» выпускает и приквел к этой истории: сериал «Елизавета». 

Речь там идет о самом конце долгого и суматошного правления Петра Первого (Александр Балуев). Император уже болен, у него случаются припадки, которые не добавляют оптимизма придворным. Петр уже изменил закон о наследстве: правителем России станет тот, кого он выберет. Возможное венчание на царство одной из многочисленных наследниц династии Романовых пугает высших чиновников, но они не могут не покориться воле монарха.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия-1»/ Кадр из фильма

Одна из возможных императриц — Елизавета Петровна (Юлия Хлынина), юная дочь Петра и его второй жены Екатерины (Агриппина Стеклова). Отец пытается заставить её учиться, требует взяться за ум, но Елизавета предпочитает не занятия со скучным учителем, а прогулки на лошадях и другие развлечения. Справиться с ней не могут даже трое специально приставленных пажей из гвардии. Царь даже собирался женить юную бунтарку на немецком принце, но та призналась возможному жениху в распутстве, поэтому свадьба расстраивается. 

Тем временем Петр застает свою супругу в постели с адъютантом Монсом (Сергей Друзьяк), и эта измена окончательно добивает его. Петр диктует свою последнюю волю — и умирает практически на полуслове, не успев сказать главного. Монса, впрочем, казнят, а его голову преподнесут Екатерине.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия-1»/ Кадр из фильма

Кинематографический XVIII век российской истории, как правило, ориентирован на двух императоров: Петра I и Екатерину II. Все остальные правители империи того времени оказались в их тени — да и поделом, ведь сложно вспомнить о каких-либо достижениях на троне Екатерины I, Петра II, а из всех заслуг Петра III можно назвать только очень вовремя случившуюся смерть. Снимать про них масштабные кинополотна, пожалуй, действительно не так интересно. Но одновременно мимо проходят ещё две царицы — Анна Иоановна и та самая Елизавета, — подготовившие появление Екатерины II.

   
   

Собственно, эту несправедливость и призвана исправить «Елизавета». Судя по тому, как развивается действие в первых сериях, зрителей ждет вся история второй четверти века, в которую уместились три царицы и два царя, несколько переворотов, падение былых фаворитов и возвышение новых. А также победоносные и не очень войны, которые почти забыты потомками, хотя были не менее значимы, чем победы Суворова и Кутузова. И единственный вопрос к сериалу в том, насколько всё это удастся показать через призму истории Елизаветы Петровны.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия-1»/ Кадр из фильма

Но поставил сериал Дмитрий Иосифов, делавший «Взлёт» и «Самозванцев», так что для изучения истории «Елизавета» может подойти лишь как иллюстрация. Вычурные платья и костюмы придворных, пышные белые парики, богатое убранство дворцов — всё здесь на месте. Как на месте и отдельные исторические события, которые, впрочем, служат лишь фоном для чувств главной героини. Российская Елизавета, как известно, любила, но замуж так и не вышла, а её истории любви повлияли на реальную историю достаточно сильно. Так что «Россия-1» выдает два в одном: привлекательную для аудитории мелодраму и краткий экскурс в историю, в который войдет всё, что происходило за пределами царской спальни.