Сериал «София» называют одним из самых дорогих проектов в России. Практически отечественные «Игры престолов». 10-серийный фильм рассказывает о последней наследнице византийского престола, ставшей женой московского князя Ивана III, бабушке Ивана Грозного.
Волгоградские актёры Пётр Зайченко и Андрей Евдокимов рассказали АиФ.ru, как проходили съёмки и на какие жертвы им пришлось пойти ради участия в телесериале.
Такие с бородой
Заслуженный артист Пётр Зайченко исполнил в сериале роль Митрополита Московского Филиппа, а молодой актёр Андрей Евдокимов сыграл одного из бунтовщиков, препятствующих въезду Софии в Москву. Отношение к греческой принцессе на Руси изначально было предвзятым — люди боялись, что она принесёт с собой католическую веру и будет ревностно её насаждать.
«Начал эту картину Слава Росс, мы с ним до этого закончили фильм «Сибирь. Монамур» и имеем около 70 кинопризов по всему миру. Там я играю дедушку, который с маленьким внуком пропадает в дремучей тайге. Когда Славе Россу поручили сериал «София», он мне позвонил и сказал: «Петрович, никаких проб я тебе устраивать не буду — на тебе пробы ставить негде. Я одно прошу, чтобы была твоя борода, собственная». Я из-за этой бороды потерял два или три проекта, — рассказывает Пётр Зайченко. — Звонят, говорят: «Петрович, в чём дело? Сбрей бороду. Отснимем тебя без бороды, а потом приедешь опять в эту группу, тебе наклеят — и всё». Но так нельзя, начато уже, должна быть моя».
В общей сложности Зайченко пришлось проходить с бородой целый год. Когда он её наконец-таки сбрил, признаётся, даже переживал, что его перестанут узнавать родственники и знакомые — настолько изменился образ.
Консультировал настоятель
Митрополит у Петра Зайченко, как и положено по рангу такому священнослужителю, получился мудрый, рассудительный и справедливый. Не зря один из ключевых моментов в сериале — сцена казни, в которой он заступается за своего молодого земляка, приговорённого к смерти. Воплотить роль митрополита Зайченко помог настоятель волгоградского Казанского собора отец Вячеслав.
«Митрополит — серьёзная роль. Так как я живу рядом с Казанским собором в Волгограде, я пошёл к отцу Вячеславу. Он взял надо мной шефство, и мы с ним очень внимательно и старательно прорабатывали все сцены. Любое появление митрополита в кадре. Он показал мне, как правильно накладывать старообрядческий крест, ведь всё, что происходит в сериале, было до реформ. Я надеюсь, что мы с отцом Вячеславом достойно сработали», — говорит Зайченко.
Как митрополит земляка спас
Сериал изобилует количеством батальных и каскадёрских сцен. Но, пожалуй, одна из самых драматичных, в которой были заняты оба актёра, — сцена казни.
«Плаха. Лобное место. Замечательно всё сделано. Зима. Минус 13. Мы в одних рубахах. Хорошо, что ещё не босиком играли, а изначально планировали босиком снимать. Андрей мёрз там стоял, синий весь. Он дрожал не столько от холода, сколько от страха, по существу, именно потому, что ему сейчас отрубят голову, — рассказывает Пётр Зайченко. — Одному отрубили голову, второму, а когда Андрея кладут уже на плаху, врывается на лобное место митрополит, срывает с себя клобук, что вообще немыслимо, и говорит великому князю, которого Цыганов играет: „Руби и мне голову, руби! Я тоже, как они, пострадаю за родину!“»
«На самом деле заходить на эшафот очень страшно, — признаётся Андрей Евдокимов. — У нас палач ещё такой фактурный — мой хороший друг, актёр Вилен Бабичев, у него была огромная борода, которую он полтора года отращивал, при этом сама голова у него была побрита налысо. И вот он стоит с топором, а ты лежишь на плахе и думаешь: «Дай бог, чтобы у него рука не дрогнула и топор не соскочил». Каждый раз между дублями я поднимал голову с плахи, подходил к нему, обнимал и говорил: „Вилен, спасибо, что топор не соскочил“».
Дорогой реквизит и звёздный состав
Уже сегодня авторы картины признаются, что таких масштабных сериалов у нас в России ещё никто не снимал. Над творением исторических убранств трудилась целая команда художников-костюмеров, которые стремились добиться наибольшей достоверности и в то же время сделать костюмы удобными и изящными, чтобы они отлично смотрелись в кадре.
«Мы все, кто находился на проекте, изучали историю, читали о Софии Палеолог. Пытались понять, как в ту эпоху жили люди, чтобы зрителю было более понятно и интересно смотреть, — говорит Андрей Евдокимов. — Я считаю, что сериал «София» — один из больших и масштабных проектов за последнее время. Такие фильмы должны быть, они воспитывают молодое поколение. Я сам смотрел, как работают художники на площадке, художники-постановщики, реквизиторы — там всё до мельчайших частиц выверено».
Звёздный состав телесериала также поражает. Главные роли в телесериале сыграли — Евгений Цыганов (Иван III), Мария Андреева (София Палеолог), Надежда Маркина (великая княгиня), народный артист РФ Борис Невзоров, а также Анна Чиповская, Александр Балуев и др. Сам Евгений Цыганов настолько органично вписался в роль великого государя, что не на шутку озаботился судьбой России.
Фото опубликовано Евгений Цыганов. (@eugeny.tziganov)
«Мы однажды с Цыгановым без режиссёра встретились, — говорит Пётр Зайченко. — Я ему говорю: «Жень, знаешь, я думаю, в чём главная суть роли митрополита? Ты — великий князь, ты — предок Петра Первого, который потом сделает великое Государство Российское, ты знаешь, поэтому и чувствуешь, что нужно. А нужно укреплять международные связи. Поэтому неслучайно и герб теперь Россия сегодня носит, который Палеолог привезла, это её двуглавый орёл. Тебе нужна великая страна». Он говорит: «Да… А митрополиту что нужно?». «Великая вера, — я говорю. — Потому что да, страна будет укрепляться, а вера будет разрушаться». Всё это сейчас и происходит. Поэтому так мы с ним и договорились. Тебе нужна великая страна, а мне — великая русская вера».
Выставка одного фильма
Планируется, что сериал зрители увидят в новом сезоне телеканала «Россия 1». А пока жители и гости столицы могут лично проникнуться атмосферой киносъёмок телеэпопеи «София». В выставочном центре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ начала работу экспозиция, где можно увидеть костюмы и декорации со съёмок сериала, узнать, как «строилась» белокаменная Москва XV века, одним словом, погрузиться в процесс создания целой эпохи, оценить труд операторов, художников по костюмам и гриму, исторических консультантов, привлечённых экспертов и др.
Фото опубликовано Андрей Евдокимов (@andrewevdokimoff)
Также на выставке можно проследить за всеми этапами создания сериала: от чернового проекта сценария до законченного фильма. В залах выставочного центра представлены оригинальные декорации и костюмы, реквизит, технологии, с помощью которых создавалось убранство княжеского дворца, палаццо итальянских кардиналов и тайных кабинетов Ватикана. Продлится выставка до 23 октября.