20 сентября 1946 года во французских Каннах состоялся первый международный кинофестиваль. Сейчас это один из крупнейших смотров класса «А», престижное мероприятие, на которое стремятся попасть все кинематографисты мира. Лауреаты Канн, как правило, получают и другие почетные призы, а отмеченные наградами фильмы и режиссеры становятся законодателями киномоды.
В 1946-м всё было не так. Фестиваль в Каннах задумали французские кинематографисты в пику Венеции — старейший киносмотр, который проводился с 1932 года, к концу 30-х окончательно попал под влияние фашистского правительства Муссолини. Первый Каннский фестиваль был намечен на сентябрь 1939 года, а в его программе предполагалось показать американского «Волшебника страны Оз» и советский фильм Михаила Ромма «Ленин в 1918 году». Но началась Вторая мировая война, Франции стало не до фестивалей, и всё отложилось до победы над нацистами.
В том фестивале было широко представлено кино из СССР: «Белый клык» Александра Згуриди, «Каменный цветок» Александра Птушко, «Зоя» Льва Арнштама. Одной из картин (всего их было 11), получивших Большой приз, стала советская военная лента «Великий перелом» Фридриха Эрмлера.
С тех пор Каннский кинофестиваль проводится ежегодно; даже в ковидном 2020-м он формально был проведен, хотя и без показов в Каннах. И за 75-летнюю историю Канны видели многое, хотя и не всё из этого относилось к кино.
Революция «новой волны», 1968
С 1952 года фестиваль перебрался с сентября на май (чтобы разойтись по срокам с Венецией), и спустя 16 лет это сыграло роковую роль. В 1968-м фестиваль совпал со студенческими волнениями в Париже, в числе прочего протестующие требовали вернуть должность основателю парижской синематеки Анри Ланглуа. Это требование было выполнено, но уступка властей вдохновила режиссеров, представителей «французской новой волны» Франсуа Трюффо и Жан-Люка Годара на ещё одну акцию. Они предложили просто закрыть Каннский кинофестиваль, который спокойно шел во время столкновений студентов с полицией. Их поддержал один из членов жюри — режиссер Луи Маль, ещё один член жюри Роман Полански был против, но в итоге не стал спорить. Участники начали снимать свои картины с конкурса, судьи — выходить из состава жюри. Трюффо и Годар со своими сторонниками прервали показ одного из фильмов. В итоге фестиваль был остановлен за пять дней до планируемого срока, а призы в том году не вручались.
Торт Годара, 1985
Жан-Люк Годар ещё раз отметился в скандальной хронике Канн. В 1985 году он привез на фестиваль свой фильм «Детектив». Лента никого не впечатлила, и на пресс-конференции недовольный зритель кинул в Годара торт. Впрочем режиссер воспринял происшествие весьма достойно — он даже попробовал кусок и отметил, что торт очень вкусный. Метателя же выгнали с фестиваля и объявили его персоной нон грата, но Годар простил обидчика и даже пытался отменить его запрет на посещение фестивальных Канн.
Плавки Бората, 2006
Фильм режиссёра Ларри Чарльза с британским комиком Сашей Бароном Коэном в главной роли, посвященный путешествию казахского репортера Бората Согдиева в Америку, был, пожалуй, самым скандальным киноявлением 2006 года. Впервые его показали лишь в июле на фестивале Comic-Con, но Коэн начал промо-кампанию задолго до выхода фильма в прокат. В Каннах он появился в натянутых на плечи плавках кислотно-зеленого цвета. Это, конечно, не дотягивает до непристойного обнажения британской актрисы Симоны Сильвы в 1954-м или случайно слетевшей бретельки платья француженки Софи Марсо в 2005-м, но само по себе явление Бората в Каннах было шокирующим. Хотя фото получились очень узнаваемыми.
Триер и нацизм, 2011
Датский режиссер Ларс фон Триер, конечно, сам по себе скандалист изрядный, но скандал в Каннах в 2011 году произошел вопреки его желанию. На фестивале фон Триер представлял картину «Меланхолия», которая была одним из главных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь». Но во время пресс-конференции, после показа, режиссера спросили про его отношение к нацизму, и фон Триер начал очень путано излагать свою точку зрения. В итоге он обидел, кажется, всех сразу — организаторы быстро объявили его персоной нон грата. Кроме того, собирались убрать из конкурса и «Меланхолию», но в итоге оставили. Главный приз Канн достался «Древу жизни» Терренса Малика. Впрочем, сыгравшая в «Меланхолии» Кирстен Данст получила награду за лучшую женскую роль. Актрисы за режиссеров не отвечают. В Канны фон Триер вернулся лишь в 2018 году.
Сталкер под юбкой, 2014
В принципе, в Каннах очень редко случаются скандалы, связанные с преследованиями звезд. Но в 2014-м организаторы не уследили, и на фестивале оказался украинский журналист Виталий Седюк, который во время премьеры мультфильма «Как приручить дракона 2» во время фото-колла на красной дорожке полез под юбку к актрисе Америке Феррере. Серьезных дел Седюк натворить не успел — его арестовали и отправили в полицию. Напомним, что этот журналист «прославился» многими деяниями: он пытался поцеловать Уилла Смита, получал «Грэмми» вместо Адель, скандалил на «Оскаре», а во время выступления украинской певицы Джамалы на «Евровидении 2017» выбежал на сцену обнаженным.
Бонус: Про тигров, 1957
Следует отметить, что иногда гости Канн оказываются в настоящей опасности. В 1957 году на фестивале вне конкурса показывали фильм Фрэнка Корачи «Вокруг света за 80 дней» — масштабную экранизацию романа Жюля Верна. Этот блокбастер позже выиграл целых пять «Оскаров» (включая за «лучший фильм»), но гостям Канн он запомнился по нашествию тигров, которых продюсеры привели на официальный ужин по поводу премьеры. Животные испугались, пытались нападать на гостей, и дрессировщикам стоило больших трудов уберечь звезд от потери конечностей. Но всё закончилось хорошо.