Время легко низвергает кумиров. Проходит несколько десятилетий, и фамилии тех, от кого сходила с ума толпа, остаются лишь строчкой в справочниках да в головах знатоков. А Шаляпин... Шаляпин из тех, которых помнят, даже если ни разу не слышали ни одной записи его уникального голоса. И вид его — огромного барина в мехах — тут же встает перед глазами при упоминании этой фамилии. И даже факты биографии не забываются. Это при том, что голосом его, записанным на граммофонные пластинки ужасного качества, нынешнему поколению сложно восхищаться. И все равно: «Шаляпин!» Именно так, с восклицанием. Потому что — глыба, явление.
Восьмисерийный фильм про великого певца тоже претендует на внимание не меньшее, чем привлекал к себе сам Шаляпин.
Звезды и в кадре, и за кадром
В главной роли — фактурный Александр Горбатов, который и басит красиво, и на молодого Шаляпина, по мнению многих, похож. Поет за него звезда современной оперы Ильдар Абдразаков. Он, кстати, и сам играл Федора Ивановича в сериале «Карамора», так что опыт есть.
Проект получился и дорогим, и масштабным. Вся богатая на события жизнь Федора Ивановича в восемь серий не поместилась, да и парижскую его эпопею снимать без Парижа не решились. Продюсеры уже намекают на второй сезон, но для этого первый должен понравиться зрителю.
По-хорошему, все составляющие для этого есть. Актерский состав — хоть на выставку вези! Ян Цапник, Роман Мадянов, Юлия Снигирь, Федор Добронравов, Александр Яценко, Ирина Пегова... Перечислять можно долго. Знаменитых исторических персон в фильме появляется больше, чем на полке с книгами серии «ЖЗЛ»: Горький, Коровин, Савва Мамонтов, Врубель, Рахманинов, Качалов...
Жизнь большого артиста течет сама собой, а все эти фамилии из учебников вдруг выплывают без предупреждения и сталкиваются с главным героем. Невольно хочется и о них что-то еще узнать, но камера продолжает следить за Шаляпиным. Вообще, все «великие и знаменитые» в фильме — как будто фон для самой фигуры величайшего оперного певца. А знаковые и трагические события того времени, такие как Кровавое воскресенье, например, рассматриваются через отношение к ним главного героя. Основа всему — Федор Иванович, весь мир крутится вокруг него. И это только подчеркивает его масштаб.
Из удивительных людей, с которыми пересекается Федор Иванович — актер Мамонт Дальский, кутила, анархист, провокатор, хулиган, а еще, по мнению современников, лучший Гамлет в истории русского театра.
«Я начал учить текст, — ужасается Ян Цапник, который играет Дальского, — и понял, что “Гамлет”-то — в дореволюционном переводе! Невозможно запомнить это нагромождение слов!»
«Мария, остановись!»
Любителям «Серебряного века» русского искусства будет кого вспомнить и обсудить, но безусловная удача сериала — его мелодраматичность. Авторы не занимаются скрупулезной экранизацией биографии, они хотят показать и страсть, и личные переживания певца.
В роли первой жены Федора Ивановича, итальянской балерины Иолы Торнаги, снялась Мария Смольникова, а коварную разлучницу и вторую супругу Шаляпина Марию Петцольд сыграла Юлия Снигирь.
«Мария, остановись! У его жены пятеро детей», — пытается образумить героиню Снигирь ее сестра. И тут можно только поаплодировать самоиронии актрисы, ведь ее имя до сих пор появляется в газетных заголовках к статьям о «роковых красавицах, уводящих мужей от жен и детей».
К счастью, в сериале Шаляпин не только изменяет жене, но и божественно поет, и принимает близко к сердцу беды рабочего класса, и помогает артистам, которые прозябают в бедности и безвестности. Ссорится с организаторами концертов, с цензорами, с дирижерами, конфликтует с отцом... Показывает свой непростой характер и влюбляет в себя поклонниц.
«Пьянь, бабник и жлоб», — припечатывает его отец. «Просто гений», — отвечают на это создатели фильма.
Отца Шаляпина сыграл «лучший папа и дедушка» современного отечественного кино — Федор Добронравов. Только здесь его взгляд не с привычной уже доброй искрой и хитринкой, а скорее с хищной хитрецой, а порой и злостью — не ладил Иван Яковлевич, простой крестьянин, со своим знаменитым сыном, внезапно ставшим известным, богатым и любимым столичной публикой. Но если зритель попадет исключительно на кадры, где дедушка Шаляпин играет с внуками — вуаля! — Мы переносимся в семейные фильмы и комедии с участием любимого актера.
Авторы сериала вольно или невольно щедро разбавили повествование отсылками к старинным фильмам. Например, сцена, когда поклонники рвутся в дом к Шаляпину, чтобы получить заветный билетик в Большой театр — почти штурм Зимнего в фильме «Ленин в Октябре».
Кино получилось сделать по-шаляпински, с барским размахом, громко и красиво. Прорываются иногда в стройное повествование чужеродные нотки, которые выдергивают из погруженности в эпоху и даже несколько фальшивят. Например, в сцене выступления в цирке, где послушать великого баса собирается пара тысяч рабочих, суровые пролетарии в полной темноте вдруг начинают зажигать спички и покачиваться в такт «Дубинушке». Ну прямо хипстеры на концерте Басты, размахивающие телефонами, или поклонники рок-звезды 90-х с горящими зажигалками. После такого сразу возвращаешься в реальность и замечаешь слишком уж чистые и новые сюртуки на рабочих, выглаженные воротнички, мужские стрижки с аккуратно, по-модному постриженными висками и лица... наших современников. Магия схлопнулась, и мы снова в реальности — здравствуй, XXI век, прощай Серебряный. Но это простительно. Ведь создатели признаются, что их «Шаляпин» — это «художественное полотно». И в конце концов только он
мог петь так, чтобы не «дать петуха».