Американская киноакадемия в воскресенье, 24 февраля, раздала очередные «Оскары», лауреаты 91-й церемонии вошли в историю, и у кинокритиков появилась возможность разобраться, правильно ли академики раздали статуэтки. Оказалось, что не совсем. Основной удар на себя приняла драмедия «Зеленая книга» известного комедиографа Питера Фаррелли. Дело, разумеется, не в фигуре режиссера, хотя в его фильмографии (он долгое время работал с братом Бобби) имеются спорные с культурной точки зрения комедии «Тупой и еще тупее» и «Я, снова я и Ирэн». История как таковая тоже споров не вызывает: в ее основе вполне исторические события, состоявшиеся в начале 60-х гастроли чернокожего пианиста Дона Ширли, водителем которого подрабатывал бывший вышибала и будущий актер и писатель Фрэнк Валлелонга по прозвищу Тони-Болтун. Да и вручение «Оскара» за роль второго плана Махершале Али вполне разумный поступок.
Многие издания уже назвали «Зеленую книгу» худшим оскаровским выбором за многие годы. Лучшим вариантом, по их мнению, были бы либо «Рома» Альфонса Куарона, либо кинокомикс «Черная пантера». Конечно, находятся и те, кто защищает картину, тем более что ни «Зеленая книга», ни Фаррелли не виноваты. Система голосования, принятая в Американской киноакадемии, с большой долей вероятности выведет в лауреаты некий компромиссный вариант, а и у «Ромы», и у «Черной пантеры» имелись явные противники. Ведь «Рома» вообще снят в Мексике и вроде бы не должен претендовать на «лучший фильм» (на самом деле запретов нет), а второй — дорогой марвеловский блокбастер, пусть и с запредельным критическим рейтингом.
Впрочем, критика принятого на «Оскаре» решения, развлечение едва ли не ежегодное, хотя обычно все происходит гораздо скромнее. Но случаются церемонии, победители которых даже после спустя десятилетия выглядят несколько спорным.
«Как зелена была моя долина» (1941)
В принципе, эта картина, рассказывающая о жителях шахтерского городка в Южном Уэльсе в начале XX века, наверное, тоже была достойна награждения. Снял ее признанный мастер своего дела Джон Форд — единственный, кто получил четыре режиссерских «Оскара». При этом он дебютировал еще в немом кино, снимал фильмы на протяжении полувека, в его фильмографии почти полторы сотни лент — в общем, человек заслуженный и достойный награды. Проблема в одном: в том же году на «Оскар» претендовал дебютный фильм молодого режиссера Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», который, соответственно, остался без приза. Но время все расставило по местам: картина Уэллса регулярно возглавляет различные рейтинги лучших и влиятельных фильмов, а вот «Долина» осталась лишь составной частью обширной фильмографии Форда.
«Вокруг света за 80 дней» (1956)
Масштабная экранизация одноименного романа Жюль Верна эпохи пеплумов, в котором сыграла целая толпа звезд того времени — там и Ширли МакЛейн, и Марлен Дитрих, и Фрэнк Синатра, и Фернандель, и даже знаменитый комик немого кино Бастер Китон. Фильм вышел богатый, неплохо заработал в прокате, да и пять «Оскаров» пришлись как нельзя кстати. Если бы не одно но: в том году на награду претендовал еще и «Десять заповедей» — религиозная драма и, как выяснилось позже, последний фильм одного из известнейших режиссеров (и одного из основателей оскаровской академии) Сесиля Б. ДеМилля (он скончался в 1959 году). Что удивительно, этот режиссер, именем которого назван почетный приз за вклад в кинематограф «Золотого глобуса», «Оскарами» был не слишком избалован. Но в случае с «Десятью заповедями» киноакадемиков могло смутить награждение, которое состоялось четырьмя годами раньше: тогда лучшим фильмом была признана картина ДеМилля «Величайшее шоу на земле» — не самое удачное его произведение (и не самый удачный оскаровский выбор тоже).
«Рокки» (1977)
В случае с «Рокки» можно долго спорить, заслуженно или нет этот фильм получил десять номинаций на «Оскар», и насколько правильным оказался выбор академиков, давших ему три статуэтки (лучший фильм, лучший режиссер и лучший монтаж). Будущее показало, что именно успех картины вывел, что называется, в люди Сильвестра Сталлоне (который, кстати, обошелся без «Оскаров») и позволил этому актеру и режиссеру творить, что душа пожелает. Претензии критиков к «Рокки» связаны с тем, что в том году были более достойные претенденты на победу — вроде «Таксиста» Мартина Скорсезе или триллера Алана Пакулы об Уотергейте «Вся президентская рать». Впрочем, все картины остались в истории — и выигравшие «Оскар», и оставшиеся без призов.
«Танцующий с волками» (1990)
В данном случае опять же сложная ситуация и сложный выбор для академиков. На одной чаше весов лежит историческая драма времен Гражданской войны и покорения Дикого запада, снятая Кевином Костнером с ним же в главной роли. На другой чаше — криминальная драма все того же Скорсезе «Славные парни». Оба фильма хороши, но выбрать нужно только один. Побеждает не дружба, а картина Костнера; на долю «Славных парней» остается только приз лучшему актеру второго плана (Джо Пеши). Обидно, досадно, но у Скорсезе, видимо, карма такая: свой «Оскар» режиссер получил только в 2007-м, за «Отступников».
«Столкновение» (2004)
По всем прогнозам в тот год лучшим фильмом на «Оскаре» должен был стать совершенно другой фильм. Речь идет о знаменитой «Горбатой горе» Энга Ли, истории двух ковбоев-геев в исполнении Хита Леджера и Джейка Джилленхола. Но неожиданно для всех победила драма Пола Хаггиса о человеке и его месте в жизни с авариями, перестрелками и ограблениями. Критики долго выясняли, что тогда случилось, и пришли к выводу, что академики постеснялись голосовать за картину, которая настолько откровенно поднимает тему гомосексуализма. Спустя всего лишь пятнадцать лет такое объяснение выглядит даже странно.
«Король говорит!» (2010)
Победу на «Оскаре» фильма Тома Хупера с Колином Фёртом, Джеффри Рашем и Хеленой Бонэм Картер неожиданной назвать сложно. Все прогнозы говорили только о том, что картина о том, как английский король Георг VI борется с дефектом речи и нацистами, выиграет все возможные призы. Так, кстати, и случилось. Но критики неумолимы: они уверены, что в тот год академики должны были остановить свой выбор на другом фильме, но из-за почтенного среднего возраста не смогли понять актуальность «Социальной сети» Дэвида Финчера.
«Чикаго» (2002)
Помпезный мюзикл Роба Маршалла, главные роли в котором сыграли Рене Зелльвегер, Кэтрин Зета-Джонс и Ричард Гир, завоевал шесть «Оскаров», в том числе самый главный — как лучший фильм. «Ревущие» 20-е, танцы, музыка и захватывающий сюжет — у соперника, которым стала драма Романа Полански «Пианист», не было шанса достучаться до сердец академиков в том году.