Глупость вместо байопика. Рецензия на фильм «Стрельцов»

«Стрельцов». © / Кадр из фильма

После просмотра фильма Ильи Учителя возникло желание обратиться к депутатам Государственной Думы  давайте запретим байопики российского производства законодательно? Ибо то, что творцы производят в значительной степени на государственные деньги, никакого отношения к великим людям и великим событиям нашей истории не имеет.

   
   

Петров играет одинаково

Режиссер картины «Стрельцов» в интервью ТАСС заметил: «Я бы побоялся называть наш фильм биографическим, это такие мифы, легенды об Эдуарде Стрельцове».

Увы, но даже такая попытка подстелить соломку не спасает. Сам Эдуард Анатольевич, если бы у него была возможность увидеть ленту, сказал бы о ней словами главного героя фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована!»

Беды начались уже тогда, когда в качестве исполнителя главной роли был выбран Александр Петров. Популярный актер не имеет ни малейшего сходства с реальным Стрельцовым, зато он сейчас, что называется, на гребне волны. А значит, девочки, влюбленные в Петрова, способны в значительной степени заполнить залы. Им, девочкам, все равно, кого играет Саша  полицейского с Рублевки, героя-танкиста или гения футбола. Тем более что Петров везде играет Петрова, его образы в разных фильмах мало чем отличаются друг от друга.

В советской тюрьме делали укладку?

Но главная проблема «Стрельцова» не в Петрове, а в том, что эта история не о великом футболисте московского «Торпедо» и сборной СССР. Это фантазия авторов, где правдой является только то, что такой футболист  Эдуард Стрельцов  действительно существовал.

Когда после пяти лет тюрьмы Стрельцов в фильме выходит на свободу с тщательно уложенными и покрытыми гелем волосами, хочется спросить авторов  вы это нарочно делаете?

Трагическая история, из-за которой нападающий оказался в тюрьме, переврана на 100 процентов. Страстное желание авторов представить Стрельцова невинной жертвой произвола заставило их выдумать заговор обиженной девушки и мстительного партработника, ставшего главным антагонистом картины.

   
   

Полуфинальный матч Олимпиады-1956 СССР  Болгария почему-то стал «решающим», красивая история с отказом Стрельцова забрать медаль, которую ему, как более достойному, хотел отдать ветеран сборной Никита Симонян, вообще осталась за кадром.

Молодежь, не заставшая советской эпохи, из фильма «Стрельцов» может сделать вывод, что поступить в комсомол было не проще, чем стать доктором наук. В то же время «золотая советская молодежь», опять-таки если верить фильму, не вылезала из ресторанов даже в разгар трудового рабочего дня.

Ни гения, ни преодоления

О несоответствиях можно говорить долго  их тут с лихвой. Но самое главное заключается в том, что фильм не отвечает на вопрос: так в чем же величие Стрельцова, как он смог влюбить в себя всю страну? Тренер говорит Стрельцову, что таких, как он, у него больше не будет, а непосвященный зритель охает: «Да каких таких-то?»

Да, наверное, футбольную магию мастера в художественном кино передать непросто. Но без этого непонятно, с чего вдруг зрители на стадионе устраивают бунт, требуя выпустить на поле своего кумира.

Реальный Стрельцов после тюрьмы долго добивался права играть в чемпионате СССР, гоняя в это время мяч в рамках первенства автозавода имени Лихачева. Получив разрешение, человек, чье здоровье сильно было испорчено заключением, сумел преодолеть себя и добиться звания лучшего футболиста СССР. Этого преодоления вы в картине не увидите, как не увидите второй жены нападающего Раисы и сына Стрельцова Игоря. А ведь именно вторая семья стала для форварда отдушиной и главным источником вдохновения на футбольном поприще после тюрьмы.

Простите, Эдуард Анатольевич…

Казалось бы, логично предположить, что для кульминационного момента о великом футболисте будет взят яркий эпизод из его спортивной биографии. Учитель в качестве такового взял товарищеский матч СССР  Бразилия, проходивший в «Лужниках». Два небольших уточнения: в действительности в этом матче Стрельцов не играл, а сборная СССР потерпела поражение от бразильцев со счетом 0:3. Согласитесь, не самый удачный выбор для демонстрации величия футболиста.

В кругах ветеранов, который помнят гения, звучат голоса: «Зато молодежь будет знать, что был такой человек — Эдуард Стрельцов». Вот только экранный Стрельцов отличается от оригинала более чем совсем. Ну представьте себе фильм, в котором Пушкина убивает не Дантес, а, к примеру, лично Николай I. Или картину, где Гагарин в космос поднимается не на ракете, а на дирижабле.

Все эти проблемы можно было бы решить просто, убрав название «Стрельцов» и изменив фамилию главного персонажа. Тогда все бы поняли, что это намек на Стрельцова, но при этом воспринимать картину как классический байопик не было бы оснований. Но это не позволило бы спекулировать именем великого нападающего. Ровно по той же схеме отец Ильи Учителя, режиссер Алексей Учитель, придумал назвать историю про путешествие гроба в автобусе громким именем «Цой».

Как будто понимая всю порочность сделанного, авторы завершают кинофильм хроникой с участием настоящего Стрельцова  живого и искреннего человека, абсолютно не похожего на образ, слепленный усилиями Учителя и Петрова. И это контраст лишь усиливает чувство горечи и стыда. Простите, Эдуард Анатольевич, мы все…