Глинка занималась именно болью людей. Как снимали «Доктора Лизу»

«Киностудия КИТ» / Кадр из фильма

В российском прокате идет фильм Оксаны Карас «Доктор Лиза». Это рассказ об одном дне из жизни общественного деятеля и правозащитника Елизаветы Глинки. Доктором Лизой её прозвали пациенты: дети со смертельными заболеваниями, бездомные и потерявшиеся люди, которым она и сотрудники основанного ею фонда помогали. Действие картины происходит в 2012 году. У Глинки (роль Чулпан Хаматовой) намечается семейное торжество, юбилей свадьбы, и муж (польский актер Анджей Хыра) напоминает ей, что нужно вернуться домой вовремя. Но день Елизаветы оказывается очень насыщенным: она ищет обезболивающее для умирающего ребенка и, когда не может найти, крадет ампулы в клинике своего друга, врача Шевкунова (Константин Хабенский). Это привлекает к Глинке внимание следователя из ФСКН Колесова (Андрей Бурковский), который теперь сопровождает её по всем адресам её дневного маршрута — к больной девочке, к бомжам на Павелецком вокзале (в этих ролях снялись Татьяна Догилева, Елена Коренева, Тимофей Трибунцев, Таисия Вилкова), — и постепенно проникается нужностью того, что она делает.

   
   

О том, как снимался этот фильм, какую роль в его создании сыграл муж Елизаветы Глинки и что из показанного в картине правда, АиФ.ru рассказал генеральный директор «ГПМ КИТ», генеральный продюсер картины Рафаел Минасбекян.

Игорь Карев, АиФ.ru: Снимать биографию человека, которого знали буквально все, очень трудно. Как появился этот фильм?

Рафаел Минасбекян: Фильм появился благодаря нашему продюсеру Александру Бондареву. Он дружил с Елизаветой Петровной и долго вынашивал идею сделать фильм, посвящённый ей. Его идея захватила всех, но долгое время было непонятно, как к ней подступиться драматургически, потому что плотность событий в жизни Елизаветы Глинки была такой, что уместить её биографию в полтора часа, конечно, нереально. И, когда казалось, что зашли в тупик, родилась идея показать один день из её жизни.

— Во время показа в какие-то моменты зрители смеялись. Что за жанр у картины — драма или драмеди?

— Конечно, это драма, но с самоиронией и небольшим количеством юмора. В этой истории невозможно избежать драмы, ведь Глинка занималась именно болью людей. Но есть веселые моменты, потому что человек не может постоянно жить в драме. Место искреннему смеху есть и в тяжелых ситуациях, и это вполне органично. Мы хотели, чтобы зрители выходили с фильма со светлым ощущением — даже после столкновения с чужими проблемами и трагедиями. Чулпан Хаматова очень мастерски передала такой характер своей героини и сумела удержать баланс: в этот момент она помогает и сострадает, а в следующий — уже шутит и иронизирует.

— Один день из жизни Глинки вышел очень насыщенным: она и девочке помочь успела, и с бездомными на вокзале пообщалась, и с семьей побывала, и под следствие попала. Насколько возможно такое в настоящей жизни?

   
   

— Знаете, у людей, которые отдают себя подобному роду деятельности, именно так и бывает. Вот у Чулпан Хаматовой, у которой свой благотворительный фонд, день буквально расписан по минутам. Так было и у Глинки, большинство событий фильма взяты из её жизни: из дневников, из воспоминаний тех, кто знал Доктора Лизу, в том числе и её мужа Глеба Глебовича Глинки, который был консультантом картины. Не все эти события произошли именно в этот день, но они были и были именно с ней. Основной вымысел — персонаж Андрея Бурковского, конкретно такого человека в жизни не было, но нужен был герой, который бы драматургически менялся по ходу развития сюжета, ведь главная героиня остается неизменной и в начале сюжета, и в его финале.

— Когда муж Елизаветы Глинки появился на этом проекте?

— Сразу, с самого начала. Если бы он не сказал да, не согласился с видением этой истории, ничего бы не было. Без его благословения этот проект не был бы запущен.

— Сюжет с больной девочкой заканчивается на очень печальной ноте...

— Это паллиативная медицина, и, к сожалению, других финалов у этих историй нет. И все благотворительные фонды, которые существуют в этой сфере, действуют под девизом: если ты не можешь спасти, это не значит, что ты не можешь помочь. Эта фраза звучит в фильме, и она одна из базовых.

— Фильм начинается с того, что Доктор Лиза фактически крадет нужное девочке лекарство. На ваш взгляд, допустимо ли подобное нарушение закона — пусть и в благородных целях?

— Это тонкий морально-этический момент. Красть, конечно, недопустимо, но наша героиня и не крадет: она не раз говорит, что взяла в долг и обязательно вернет. Думаю, у Елизаветы Глинки в тот момент и не было выбора: на одной чаше весов было воровство лекарства, а на другой — ребенок, который кричит от боли. Такое у неё было внутреннее понимание справедливости: ребенок, который страдает, — это несправедливо. И это несправедливо не потому, что он заболел (это тоже несправедливо, но с этим сделать ничего нельзя), а потому, что есть какая-то бумажка, которая запрещает покупать необходимое лекарство в другой аптеке, находящейся в другом районе. С моей личной точки зрения, это тот редкий случай, когда цель оправдывает средства.

— Действие фильма происходит в 2012 году. За эти годы что-то сделано в этом направлении? Возможен ли сейчас подобный сюжет?

— Насколько я знаю, сейчас эта проблема так остро не стоит. Благодаря усилию многих людей, благотворительных фондов и государства были приняты законодательные акты, и проблема обезболивания детей стала намного менее острой. Но ситуация с паллиативной медициной по-прежнему непроста. Она признана на официальном уровне, но помощи пока недостаточно.