«Это провокация». Российские клоуны — о новом фильме «Оно» по Стивену Кингу

Наталия Фиссон. Одиночный пикет. © / Театральное товарищество «Комик - Трест»

Премьеру хоррора «Оно» по Стивену Кингу многие цирковые артисты встретили с недовольством. Главным злодеем в нём выступает клоун Пеннивайз, который «порочит честь» профессии цирковых и театральных артистов. Зарубежные клоуны присоединились к протестам, а клоуны петербургского театра 7 сентября и вовсе провели одиночные пикеты с требованием запретить показ картины.

   
   

АиФ.ru узнал у российских клоунов, что они думают о голливудской новинке.

Наталия Фиссон, клоунесса театра «Комик-трест»

Фильм «Оно» — это антиклоунская пропаганда, которая может вызвать у населения клоунофобию. Мы просто можем потерять младшее поколение! Представляете, если ребёнок увидит трейлер фильма по интернету, как после этого он сможет пойти в цирк или в театр?

Против фильма «Оно» выступают не только клоуны Санкт-Петербурга. К нам присоединилось множество других российских клоунов. Нам пишут даже артисты из Канады. А американские клоуны напуганы больше всех. Они боятся потерять работу, потому что в фильме показан образ американского клоуна и разговор идёт об американской трагедии.

Это не наша провокация, это их провокация. Ровно через 27 лет после первой экранизации Стивена Кинга выходит ремейк, в котором идёт речь о том, что раз в 27 лет в какого-то клоуна вселяется «оно» и он становится убийцей. Что теперь будут думать люди, увидев клоуна? Что он может наброситься и убить? Что же в этом хорошего?

Нам кажется, что этот фильм наступает на самое главное: веру в клоунов, в светлое дело клоунады. Клоун — это человек, который несёт юмор, иронию, а не смерть.

Наталия Фиссон. Одиночный пикет. Фото: Театральное товарищество «Комик-трест»

Клоун Плюх (Юрий Кудинов)

Это не столько антиклоунская, сколько антидетская пропаганда. Не бывает злых клоунов, они всегда очень добрые люди. Клоун — это, так скажем, следующий после доктора Айболита человек. Когда им начинают пугать… Сейчас и так, когда приезжаешь на детский праздник, с девятью детьми сразу находишь общий язык, а один спрячется куда-нибудь за угол. У мамы спрашиваешь: «Что случилось?» А она отвечает, что кто-то где-то напугал. Только к концу праздника ребёнок приходит в себя, начинает играть со всеми, не бояться клоунов. Вроде уходит этот комплекс, а после одного фильма опять появится куча детей, которые будут бояться. Ну куда это? Давайте снимем фильм про убийцу-доктора, убийцу-воспитателя в детском саду? Стыдно, ребята!

   
   

Я понимаю, что цель создателей этого фильма не навредить клоунам, а просто заработать денег. Мы же, клоуны,  добрые, порядочные, вовсе не меркантильные люди. Клоуны всегда приедут и в больницу, и на Донбасс. Мы работаем не за рекламу, а часто и за свой счёт.

Анна Орлова. Фото: Из личного архива

Анна Орлова, клоунесса, актриса первого состава театра «Лицедеи»

Я фильм не смотрела, поэтому с моей стороны будет некорректно выступать против него. Другое дело, что я против всевозможных негативных вещей. Я против насилия.

В кинофильме «Заводной апельсин», например, тоже был человек, который переодевался клоуном, а потом всё громил, да ещё под Бетховена. Это не есть хорошо. Маленькие дети вообще боятся размалёванных клоунов, поэтому подобные жестокие фильмы могут негативно повлиять на их отношение к цирку и театру вообще. Другое дело, что такое кино ни за что нельзя показывать детям!

Клоунада должна быть доброй, что мы и делаем уже много лет. И не надо ассоциировать клоунаду со злом. Пусть зло будет роботом. Или его вообще не будет!

Клоун Паганель. Фото: Из личного архива

Клоун Паганель (Сергей Давыдов, театр «Высокие Братья»)

Первая мысль, которая у меня возникла, когда только вышел анонс этого фильма: я хочу его посмотреть. Я видел первую экранизацию романа, и это культовое кино.

Тут ведь спорный момент: клоун ли главный злодей? Лично я не могу назвать его клоуном, он просто ряженый персонаж, который надел на себя костюм и нарисовал что-то на лице. Клоун — это философия, внутренняя драматургия, особая психология. Героя фильма «Оно» и клоуна я даже рядом не ставлю, это абсолютно разные вещи! Даже переживать по этому поводу не надо.

Такие фильмы должны выходить, люди на этом зарабатывают деньги, это нормальные вещи.

Илья Старосельский, Наталия Фиссон и Игорь Сладкевич. Фото: Театральное товарищество «Комик-трест»

Илья Старосельский, клоун театра «Комик-трест»

Мы стараемся формировать о клоунах позитивное мнение, чтобы дети нас не боялись, а подобные фильмы, наоборот, их пугают. Достаточно вспомнить события, которые происходили в Америке, Англии некоторое время назад, когда люди, переодетые в страшных клоунов выходили на улицу и пугали людей. Этот фильм способен спровоцировать подобную волну явлений, это может произойти в любом городе. Может начаться волна клоунофобии. А наша задача лишний раз сказать и показать людям, что клоуны не несут зло.

Я бываю в детском саду и знаю по себе, что дети могут испугаться клоуна просто потому, что они боятся того, чего не знают (точно так же они могут испугаться какую-нибудь зебру или ростовую куклу). Другое дело, что любой здравомыслящий клоун, если видит, что ребёнок испугался, начнёт свои действия перестраивать. В этом же фильме идёт целенаправленное запугивание, и это неправильно.

По большому счёту клоуны по всему миру находятся в негласном сговоре. Ведь не только клоуны петербургского театра «Комик-трест» высказали свой протест против этого фильма. Английские и американские клоуны тоже заявляли, что ни к чему хорошему «Оно» не может привести.