Эстет, романтик или юнец. Какому Эрасту Фандорину больше поверил зритель

Илья Носков, Егор Бероев, Олег Меньшиков. © / Кадры из фильма / Коллаж АиФ

Среди самых ожидаемых сериальных новинок января 2023 года — шестисерийный проект «Азазель». Фильм снят по мотивам одноименного романа Бориса Акунина, который стал первым в серии о приключениях гениального сыщика Эраста Петровича Фандорина. На этот раз действие будет разворачиваться в альтернативной — современной! — Российской империи, где на троне Николай III, а никакой Октябрьской революции там не было и в помине. В ожидании премьеры Aif.ru решил вспомнить, кто и насколько удачно играл Эраста Фандорина в нашем кино.

   
   

Илья Носков

Первым Фандориным стал Илья Носков. Его пригласил на главную роль в мини-сериале «Азазель» (2002 год) режиссер Александр Адабашьян. До этого Илья в кино не снимался, а тут сразу — главная роль, причем в таком громком проекте. В конце 1990-х и начале 2000-х Борис Акунин и его суперсыщик были главными героями на книжном рынке. Казалось, что еще чуть-чуть — и Эраст Фандорин подвинет Шерлока Холмса в хит-параде самых великих следователей в истории.

В адабашьяновском «Азазеле» сверхталантливый работник полиции попадает под обаяние гениального начальника в исполнении Сергея Безрукова. Однако этот сериал событием не стал, и его довольно быстро забыли на фоне сериального бума того времени. Сам Носков с работой справился, но как Фандорин не запомнился.

Илья Носков. Кадр из фильма «Азазель» (2002)

Егор Бероев

Вторым Фандориным стал Егор Бероев — эту роль он сыграл в блокбастере от Джаника Файзиева «Турецкий гамбит» (2005 год). Фильм получился невероятно успешным, собрал почти 20 миллионов долларов в прокате (при бюджете в 3 с половиной миллиона), и до сих пор его с удовольствием крутят на ТВ по праздникам.

Бероев сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей, и это при том, что и остальной кастинг в проекте оказался удивительно удачным. Бероевский Фандорин слегка заикается (у героя нарушилась речь после трагедии, разыгравшейся в финале «Азазеля»), он угрюм, умен и неотразим. Но, пожалуй, больше похож на романтического героя, чем на утонченного интеллектуала, в которого в итоге превратил своего сыщика Акунин.

Егор Бероев, кадр из фильма «Турецкий гамбит» (2005)

Олег Меньшиков

Вот как раз светским и утонченным оказался Фандорин в исполнении Олега Меньшикова в еще одном фильме 2005 года «Статский советник». Сравнивать персонажей Бероева и Меньшикова бесполезно, кроме легкого заикания и имени их ничто не объединяет. Тем не менее этот фильм (как и два предыдущих проекта) снят четко по литературной основе, и опять же герою веришь.

Режиссером фильма стал Филипп Янковский, в прокате кино собрало 8 млн долл. при бюджете в 4 млн. «Статский советник» запомнился великолепным актерским и сюжетным противостоянием Олега Меньшикова и Никиты Михалкова, сыгравшего там генерала Пожарского.

   
   

С 2005 года наши киношники о Фандорине забыли. Увы, такого актера, каким стал Михаил Боярский для Д'Артаньяна, у Фандорина не нашлось. Надо признать, что и Носков, и Бероев с Меньшиковым со своей задачей справились, но при упоминании фамилии «Фандорин» перед глазами все равно встают черно-белые иллюстрации из книг.

Кадр из фильма «Статский советник» (2005)

Владислав Тирон

Возможно, главным Фандориным станет Владислав Тирон из нового «Азазеля». Премьера состоится в 2023 году. Владиславу 26 лет, и пока главная работа в его фильмографии — сага «Триггер», где он исполнил одну из ролей, помогая Максиму Матвееву. Сам Матвеев, кстати, в новом «Азазеле» тоже появится, он сыграет царя Николая III. Да-да, действие происходит в современной нам России, история которой развивалась по альтернативному сценарию. Революция была, но только технологическая. Монархия в России в целости и сохранности. Империя успешно богатела, и дело в конце концов дошло до того, что спасти ее может только двадцатилетний (по книге) Фандорин.

Режиссер фильма — Нурбег Эген («Молот», «Шерлок в России», «Мажор-4»), сценарий написали Сергей и Никита Поповы.

Владислав Тирон, кадр из фильма «Триггер» (2018)