Эксперимент с подвигом. Рецензия на фильм «Девятаев»

© / «Девятаев» / Кадр из фильма

Фильмы по мотивам реальных событий делать сложно. Давно известно, как эти события закончились, кто оказался другом, кто врагом, — в общем, неожиданные сюжетные повороты, так любимые кинематографистами, в данном случае не срабатывают. Выходят из положения разными способами. В советское время было принято рассказывать истории людей на фоне больших событий, это придавало, например, военному кино СССР особые свойства, не потерянные до сих пор. Кроме того, такие фильмы снимали бывшие фронтовики, хорошо знавшие, что такое война. Потом поколения режиссеров и актеров сменились, на смену ветеранам пришли те, кто войну не застал или застал лишь в детстве. В российском кинематографе, снятом уже после распада СССР, это привело к появлению военных картин, которые редко оказывались удачными. Но попытки не прекращаются, и сейчас на экраны выходит военная драма Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев».

   
   

Это фильм про очень известный подвиг летчика-истребителя Михаила Девятаева, который смог сбежать из немецкого плена, угнав огромный бомбардировщик. В основу сценария картины легла книга воспоминаний самого Девятаева, но она была творчески переработана под каноны зрелищного кино. И переработана, надо заметить, весьма удачно.

В 1957 году бывший летчик Михаил Девятаев (Павел Прилучный) работает на старом буксире в Казани. У него не самая хорошая репутация в городе: его друг и однополчанин Коля Ларин (Павел Чинарёв) с войны не вернулся, и отец Ларина (его играет Александр Лыков) считает, что в смерти сына виноват как раз Девятаев. Тот на упреки отмалчивается, но вопрос ребенка о том, предатель ли он, вызывает в нем волну воспоминаний.

Лето 1944 года. Освобождение и победа уже близки, но с фашистами по-прежнему идут ожесточенные бои, в том числе и в воздухе. В одном из сражений истребители врага подбивают самолет Ларина. Тот считается без вести пропавшим. А вскоре немцы сбивают и Девятаева. Уже на земле он пытается отстреливаться, но теряет сознание и попадает в плен. Ларин оказывается жив, но он стал предателем и набирает среди пленных летчиков группу, которая будет воевать против советских войск. Девятаев отказывается, попадает в концлагерь на верную смерть, но, благодаря помощи парикмахера (Тимофей Трибунцев), меняет фамилию, и его переводят на остров Узедом.

Пленные работают на полигоне Пенемюнде, на котором нацисты разрабатывают свои ракеты «Фау». Жестокое обращение охраны и капо, тяжелая работа и недостаток еды — у заключенных нет шансов прожить очень долго. И Девятаев решает сбежать. Он находит единомышленников, присматривает огромный бомбардировщик, учится им управлять по снятым табличкам на немецком языке. Но в лагерь приезжает Ларин, который должен найти того, кто сумел обмануть систему.

В реальной истории у Михаила Девятаева и его товарищей всё получилось: они сумели поднять незнакомый самолет в воздух и перелететь через линию фронта в расположение частей Красной армии. Офицеров отправили на дополнительную проверку, а солдаты вернулись в действующую армию. Большинство из них погибли в битве за Берлин. Девятаев войну пережил. Уже после Победы он показывал Сергею Королеву немецкий полигон, а как раз в 1957-м получил звание Героя Советского Союза, причем не за побег из плена, а за участие в советской космической программе. Он прожил долгую жизнь, испытывал советские водные «Ракеты» — корабли на подводных крыльях, — а скончался в 2002 году в возрасте 85 лет.

   
   

В фильме Бекмамбетова (его сорежиссером стал его же постоянный оператор Трофимов) у главных героев, конечно, тоже всё получится, сомнений в этом нет с самых первых кадров. Девятаев в исполнении Прилучного вообще напоминает супергероя из комиксов, для которого единственным препятствием может стать лишь суперзлодей. Правда, с суперзлодеями в картине туго — тот же Ларин таковым считаться не может, — так что их роль играют бездушная немецкая система уничтожения пленных и дружеские привязанности самого Девятаева, который до последнего не верит, что друг может предать.

Правда, вся линия с Лариным и дружбой целиком выдумана сценаристами. В реальности на перехват угнанного самолета вылетал вполне себе немец, с которым Девятаев, кстати, встретился незадолго до своей смерти. Но именно этот сюжет дает «Девятаеву» то, чего не хватает российскому военному кино последних лет. В «Собиборе» Константина Хабенского было слишком много кровавых подробностей плена и слишком мало действия. «Т-34» Алексея Сидорова превратился в увлекательный аттракцион танковых сражений, за которым потерялись люди.

В «Девятаеве» баланс между этими двумя крайностями выдержан не без погрешностей, но у зрителей будет возможность понять, почему пленные решились на побег и от чего они бежали, а также увидеть захватывающие подробности того, как они это сделали. Правда, эти подробности — единственное, что немного тормозит сюжет «Девятаева». Они интересны и, пожалуй, уникальны, но их много. Больше, чем очень интересных воздушных боев, снятых по любопытной новой методике, в разработке которых Бекмамбетов — известный экспериментатор от кино — безусловный мастер.