Екатерина Яковлева, руководитель RTDoc: «Мы почти отвыкли от неравнодушия»

Екатерина Яковлева, руководитель RTDoc. © / aRTel.doc

Генеральный продюсер фестиваля «aRTel.doc: Время героев» и руководитель документального вещания RT Екатерина Яковлева рассказала aif.ru о том, почему темой смотра стали люди СВО, о принципах отбора фильмов в программу и о том, почему она считает военкоров героями.

   
   

24 февраля 2023 года, в годовщину начала специальной военной операции на Украине, в Москве в Цифровом Деловом пространстве на Покровке пройдет трехдневный кинофестиваль документального кино «aRTel.doc: Время героев». В программе фестиваля — 25 фильмов о героях и людях СВО, снятые документалистами канала RT, Первого канала, «России 1», «Спаса», а также независимыми режиссерами. 

Фестиваль организован на базе «аRTel.doc» — документальной платформы канала RT. Накануне старта «Времени героев» Екатерина Яковлева, генеральный продюсер фестиваля и руководитель документального вещания RT рассказала Aif.ru о том, как появилась идея фестиваля, о принципах отбора фильмов и о работе военкоров в зоне СВО. 

Фото: arteldoc.com/

— Екатерина, расскажите, как появилась идея этого фестиваля?

— Началось всё с киноклуба, который мы открыли на базе нашего проекта «аRTel.doc» летом 2022 года. Он проходил два раза в месяц, и мы увидели, что у зрителей есть запрос на просмотр фильмов в камерной обстановке кинотеатров. Видимо, после коронавирусных ограничений у людей появилась потребность быть вместе, чувствовать друг друга и общаться не только онлайн. Кроме того, было много откликов на фильмы про специальную военную операцию. Такие картины собирали полные залы, вызывали дискуссии и горячее обсуждение после показов. Так что фестиваль стал логичным продолжением киноклуба. Приглашаем всех желающих — за три дня смотра можно будет увидеть наши главные работы.

— Будет ли фестиваль регулярным?

— Да, мы планируем, что он станет ежегодным. В этом году фестиваль будет проводиться под слоганом «Время героев», но какой слоган будет в следующем году — пока неизвестно.

   
   

— Фестиваль посвящен теме СВО, но фестивальные программы часто имеют и какой-то внутренний принцип формирования. Вы закладывали такой принцип при отборе картин?

— На фестиваль было много заявок, и для меня самым главным критерием было неравнодушие автора к тому, о чем он хочет рассказать. У нас в программе — истории о волонтерах, о врачах, о военных, о мирных жителях, о поэтах или музыкантах, которые ездят туда с концертами, или артистах, которые бросают филармонию и уходят на фронт. Это человеческие истории. По фильмам хорошо видно, что режиссеры, авторы находятся глубоко в теме и очень горят ею. Я этот огонь видела и у своих ребят, которые возвращались со съемок на фронте. Мы почти отвыкли от такого неравнодушия, стали его забывать, но сейчас оно постепенно просыпается в людях.

— Можете ли рассказать про какие-то фестивальные фильмы, которые вы отметили для себя, и про их героев?

— Отмечу фильм «Военкоры» — он как раз про тех корреспондентов, которые находятся там, в зоне СВО, про их быт, про то, как они решают, куда поехать, как ночуют в окопах и практически живут на передовой. Или фильм Натальи Батраевой «Донецкая Вратарница» про насельниц монастыря на самой линии фронта, над которым она работала с 2014 года. Наш фильм «Я живой», который мы снимали в Мариуполе — он про волонтеров группы «Ангел», которые привозят местным жителям еду и воду. В этой картине, наверное, самые щемящие, трогательные и тяжелые воспоминания очевидцев о том, как всё было. «Я живой» — это фраза, сказанная одним из героев. Так он сообщает своим родственникам самые важные для них слова.

— Что, на ваш взгляд, отличает документальные фильмы про СВО от документальных фильмов про горячие точки в других странах мира?

— Главное отличие в том, что СВО касается каждого из нас. Это не где-то далеко, СВО — это личная история многих людей. У меня брат служит добровольцем — это моя история, но что-то подобное есть у каждого. Кто-то мобилизован, кто-то помогает, кто-то собирает медикаменты или гуманитарку. Это касается всей страны.

— Как думаете, можно ли провести аналогию между работой военкоров на СВО и военных корреспондентов во время Великой Отечественной?

— Знаете, и тогда военные корреспонденты были героями на одном уровне с солдатами, они рисковали жизнью ради нескольких строчек в газете. Сейчас ради нескольких кадров ребята попадают в такие передряги... Да, военкоры — тоже настоящие герои.

Фото: arteldoc.com/

— Я когда-то разговаривал с фронтовым оператором, который прошел всю Великую Отечественную. И он отзывался про то, что делал, как о простой работе.

— Именно так! Как раз это и удивляет меня в наших военкорах. Иногда пробуешь поставить себя на их место, пытаешься понять, как бы ты поступил в этой ситуации, сможешь или не сможешь? Они — смогли. Поехали, оказались там, рискуют жизнью, но воспринимают всё как простую работу. У них сохранилось чувство юмора, они продолжают шутить. Но они четко знают свои цели, знают, зачем они приехали, что надо снять, как донести картинку до зрителя. Для них это действительно работа, которую надо делать. Но для меня это невероятные люди, я преклоняюсь перед каждым из них.

— В этом году канал отмечает 12 лет с момента запуска. Чем вы больше всего гордитесь?

— За эти годы у нас огромное количество международных наград, миллионные просмотры в сети. Наши работы постоянно опережали то, что делали ведущие западные каналы, мы всегда рассказывали о том, о чем молчали другие. Но сейчас я больше всего горжусь нашими фильмами последнего года. Наши фильмы — оттуда, из зоны СВО. Это невероятная работа авторов, режиссеров, операторов, монтажеров. Вызывает гордость и то, с какой душой они это делают. 

Сейчас у нас происходит свой «разворот на Восток». Развиваем отношения с Китаем, Индией, с африканскими странами. Так, в Китае наш фильм «“Азовсталь”. Освобождение» набрал 2,5 млн просмотров в китайской социальной сети Weibo. Мы пока будем снимать про то, что важно. А важно сейчас, чтобы люди в мире услышали нашу точку зрения и увидели нашу правду.