«Дуэлянт» Алексея Мизгирёва: когда честь требует крови

«Дуэлянт» Алексея Мизгирёва. © / Кадр из фильма

Наконец-то Год российского кино порадовал зрителей достойной работой. И это отнюдь не субъективное мнение: премьера фильма «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва состоялась в начале сентября на фестивале в Торонто, что уже является признанием качества картины и её способности заинтересовать не только российских, но и международных зрителей.

   
   

Искусство убивать

Действие «Дуэлянта» происходит во второй половине XIX века в Петербурге по настроению похожем на романы Достоевского. В центре сюжета бретёр Яковлев (Пётр Фёдоров), профессиональный дуэлянт, который зарабатывает на жизнь, участвуя в поединках за других людей. Яковлев неуязвим, хладнокровен и каким-то мистическим образом ему всегда удаётся выйти из поединка живым, будто он заключил сделку с дьяволом. Никому не известно, что на самом деле движет героем, рассказать же об этом сейчас — значит лишить зрителей возможности строить собственные догадки и на протяжении двух часов переживать за притягательного убийцу, пристально вглядываясь в экран.

Сложно определить точный жанр картины, на первый взгляд — это драма, но в ней есть элементы мистики, приключенческого фильма и даже триллера. Главное, что объединяет это масштабное костюмированное полотно — тема дуэли, смертельного риска, который держится только на честном слове.

Как известно, для русского дворянина честь всегда стояла на первом месте, но большинство зрителей в последний раз сталкивались с описанием кровавого ритуала её защиты ещё на страницах классической литературы. Возможно, именно поэтому во время просмотра «Дуэлянта» не покидает ощущение, что перед тобой экранизация какого-нибудь забытого романа. Онегин, Печорин, Базаров, Безухов — все они красиво размышляли о дуэлях, которые фактически являются жестоким убийством. В «Дуэлянте» же зрители воочию могут убедиться в бессмысленности и жестокости страшного ритуала с присущими ему правилами и порядками. «Стрелять не сложно, убивать — вот искусство», — скажет один из героев, и не раз делом докажет свои слова.

Кадр youtube.com

«Русский дух»

Атмосфера фильма, масштаб съёмок, его декорации впечатляют, что совсем не удивительно — бюджет картины 725 млн рублей. Другое дело, что потратить эту сумму можно было иначе и в погоне за голливудским лоском потерять оригинальность и «русский дух». Но, к счастью, этого не произошло. Возможно, потому, что сам режиссёр картины Мизгирёв («Бубен, барабан», «Конвой») вышел из фестивального кинематографа и не привык работать по шаблону или «на зрителя». Или потому, что процессом управлял продюсер Александр Роднянский («Левиафан», «Сталинград»), который уже давно считается уникальной фигурой в нашем кинобизнесе. Стоит отдать должное и мощному актёрскому составу: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Сергей Гармаш, Павел Табаков, Александр Яценко, Юрий Колокольников — актеры, которые не только сумели передать неповторимый киноязык режиссёра, но и оживить своих героев.

Кадр youtube.com

Вряд ли Пётр Фёдоров в этом году останется без наград — сложно вспомнить другую кинороль за последнее время так ярко воплощённую на экране. Достойную компанию молодому актёру составил народный артист РФ Владимир Машков, однако его герой кажется уже не таким уникальным (здесь вопрос, скорее, к сценарию, в котором граф Беклемишев прописан как исключительно отрицательный герой, а для такого эмоционального фильма это слишком просто, однобоко и предсказуемо).

Кадр youtube.com

И если уж говорить о недостатках ленты, то стоит отметить излишнюю кровожадность «Дуэлянта». Как говорят герои картины, «честь требует крови», и демонстрируют они это очень натуралистично. Так что особо впечатлительным особам стоит подготовиться к тяжёлому зрелищу.

   
   

Но даже после самых кровавых сцен настоящей отдушиной для зрителей станет музыкальное сопровождение картины, которое задаёт «Дуэлянту» тон с самого первого кадра. Музыка Игоря Вдовина, операторская работа Максима Осадчего, работа художника Андрея Понкратова помогают зрителям погрузиться в непривычный закулисный мир российской столицы, где на первом плане не великолепные дворцы и балы, а бесконечная стройка, задние дворы и корабельные доки — изнанка дворянской роскоши в прямом и переносном смысле.

Хочется верить, что российские зрители забудут о последних неудачах отечественного кинематографа и не пожалеют время на просмотр в кинотеатре драматичной и эмоциональной истории с неожиданным и сильным героем (сделанной к тому же при помощи современных технологий в формате IMAX).