Дирижерская палочка вместо фитнеса. Сергей Скрипка озвучил тысячу фильмов

Сергей Скрипка. © / Владимир Вяткин / РИА Новости

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии отмечает вековой юбилей, а его худрук и главный дирижер Сергей Скрипка празднует 75-летие.

   
   

По этому поводу в Концертном зале им. Чайковского состоялся торжественный концерт, который по атмосфере больше напоминал теплую вечеринку старых друзей.

Как-то осенью 1924 года...

Гостями праздника стали легендарный музыкант и до недавнего времени посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы, режиссеры Сергей Урсуляк с супругой-актрисой Ликой Нифонтовой и Алла Сурикова с дочерью Кирой, композиторы Максим Дунаевский с восьмой женой Аллой и патриарх отечественной киномузыки 98-летний Александр Зацепин с 38-летней дамой сердца Музой Ли.

100-летие для оркестра кинематографии кажется возрастом нереальным. Ведь в 1924 году на экраны выходили еще немые фильмы. И прежде для их показа использовалась живая музыка в исполнении тапёра. Но однажды, в ноябре 1924 года, в кинотеатре «Арс» на Арбате место перед экраном занял не пианист, а оркестр. Такое музыкальное сопровождение картины понравилось зрителям. И после этого оркестр под руководством Давида Блока стал играть на сеансах в других кинотеатрах.

Спустя сто лет устроители дважды юбилейного концерта представили слушателям реконструкцию музыкального сопровождения (Скрябин, Стравинский, Глазунов, Руже де Лиль) немого фильма Якова Протазанова «Аэлита».

Вся музыка, звучавшая в этот вечер в КЗЧ, сопровождалась кинокадрами на большом экране. И это была уникальная возможность увидеть отрывки из любимых многими фильмов с живым звуком. Юбиляр-оркестр и юбиляр-дирижер работали в приподнятом настроении. Почти три часа без антракта пролетели как миг. А ведущие концерта актриса Валерия Ланская и кинорежиссер Николай Лебедев выступили еще и репортерами, задавая участникам вечера вопросы.

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

В одном коллективе — словно несколько оркестров

Открыла концерт всем известная увертюра из музыки Исаака Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», вышедшему в 1936 году. Но и дальше была обожаемые многими композиции: песня «Три года ты мне снилась» Никиты Богословского и Алексея Фатьянова из картины «Большая жизнь», «Песенка о медведях» из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», лирическая тема из мелодрамы Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», композиция «Млечный путь» Алексея Рыбникова из «Большого космического путешествия», «Поклонники» Эдуарда Артемьева к фильму Никиты Михалкова «Раба любви».

   
   

Кстати, с оркестром кинематографии сотрудничали Евгений Светланов, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович, Михаил Плетнев, Дмитрий Хворостовский.

Даже композиторы, сочинявшие симфоническую музыку, часто писали для кино. Среди них — Дмитрий Шостакович, отмечавший, что «работа в кино — огромное поле деятельности для композитора», приносящая ему «неоценимую пользу», Сергей Прокофьев, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, Тихон Хренников, Родион Щедрин... А назвать всех сочинителей, сотрудничавших с оркестром кинематографии, просто невозможно.

Только с Эдуардом Артемьевым оркестр озвучил сотни полторы фильмов. К нашим «оскароносным» картинам — «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит», «Утомленные солнцем» — музыку тоже записывал симфонический оркестр кинематографии.

А Андрей Петров, сочинивший музыку ко многим фильмам Эльдара Рязанова, заметил однажды: «В этом коллективе существует как бы несколько разных оркестров: полнокровный симфонический состав легко преображается в эстрадный, в ансамбль солистов-виртуозов, может исполнять и джазовую, и камерную музыку».

Это ли не доказательство уникальности артистов и оркестра?! Сам Сергей Скрипка, возглавляющий коллектив уже более 30 лет, принял участие в записи музыки к 1000 фильмам. И, кажется, ему это совсем не надоело. Он бодрый, жизнерадостный. Во время концерта худрук признался, что для его работы требуется и физическое здоровье, и ментальное. Кроме того, руководство оркестром и дирижирование вполне заменяет ему фитнес.

Без коронного номера Бюльбюль оглы

В праздничном вечере также приняли участие хоровая капелла России имени Юрлова, детский хор «Великан», артисты Александр Олешко, Леонид Серебренников, который исполнял песенку «Ах, сударыня» из «Обыкновенного чуда» Марка Захарова и в фильме 1979 года, и теперь на сцене.

Максим Дунаевский (в январе ему исполнится 80!), сев за рояль, спел «Ах, этот вечер» из телефильма «Ах, водевиль, водевиль».

А вот Полад Бюльбюль оглы, не выдержав московского похолодания, простудился и петь для почтенной публике не осмелился. Хотя планировал исполнить свой коронный номер из музыкального фильма «Не бойся, я с тобой!» — «Как жили мы, борясь, и смерти не боясь...»

Артист Евгений Князев между музыкальными номерами читал стихи о кино, написанные Вадимом Жуком.

А режиссер Сергей Урсуляк признался, что однажды скопил денег и пригласил на запись музыки к сериалу «Ликвидация» уникальный кинооркестр. Потом уже он это делал и для «Тихого Дона», и для премьеры прошлого года — картины «Праведник».

Вечер закончился совместным исполнением всеми участниками концерта песни из «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова с жизнеутверждающими строчками: «И хорошее настроение не покинет больше вас»...