На 74-м Каннском кинофестивале прошла одна из самых долгожданных премьер — фильм Уэса Андерсона «Французский вестник».
Сюжет фильма
Полное название фильма – «Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“». По сюжету, издатель Артур Ховитцер-младший (Билл Мюррей) переезжает из Канзаса во французский городок Аннуи-сюр-Блазе (Ennui-sur-blasé) — можно перевести как «скука» или «измученный скукой». Он основывает редакцию для «Французского вестника», где собирает лучших журналистов послевоенного поколения. В центре фильма находятся три сюжетных линии, каждая из которых воплощает репортажи со страниц газеты. Истории рассказываются от лица журналистов. Помимо этого, в фильме есть некролог и путеводитель по Аннуи-сюр-Блазе в компании гида (Оуэна Уилсона) на велосипеде.
Первая часть посвящена арт-дилеру Джулиано Кадацио (Эдриан Броуди), который встречает в тюрьме художника-убийцу Мозеса Розенталлера (Бенисио Дель Торо) и пытается продать его картину голой тюремной охранницы (Леа Сейду) коллекционерам. Вторая история посвящена французским студенческим протестам мая 1968 года. Молодой шахматист (Тимоти Шаламе) находится в центре неудавшейся революции. Третья часть — это рассказ о талантливом поваре (Стивен Парк), который работал на полицию и пытался отравить бандитов.
Кто и как делал?
Уэс Андерсон («Отель «Гранд Будапешт») при создании ленты вдохновился историей издания The New Yorker. По словам режиссёра, этот фильм — его любовное письмо журналистике, несмотря на это он отказал в интервью всем репортёрам.
Каст «Французского вестника» один из самых звёздных и дорогостоящих на Каннском кинофестивале. В актёрский состав были приглашены: Тимоти Шаламе, Сирша Ронан, Леа Сейду, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Эдриан Броуди, Уильям Дефо, Эдварт Нортон, Оуэн Уилсон, Френсис МакДорманд, Элизабет Мосс, Бенисио дель Торо и другие.
Съёмки фильма проходили во французском городе Ангулеме с ноября 2018 по март 2019.
Оценки критиков
Рейтинг фильма на сайте Rotten Tomatoes составляет 88%. Из 26 отзывов только три оказались негативными. В основном Андерсона критикуют за чрезмерную стилизованность и наполненность фильма различными кинематографическими инструментами повествования.
«Навязчивая симметрия кадров и композиций, постоянная игра с разными форматами и размерами экрана, непрерывный переход от цветного к черно-белому и наоборот, типичные для комикса виньетки, механизированные движения и взгляды персонажей, скорость сюжета, который за минуту сменяет линии повествования. <…> здесь собраны все наиболее ярко выраженные и определяющие черты стиля режиссера, умноженные на десять или двадцать, они так же дозированны и минималистичны, как и столь же пестры и удушающи, а временами сбивающие с толку», — считает испанский критик Carlos Heredero.
«Фильм Андерсона не ребус, за бесчисленными элементами которого скрывается какой-то неочевидный смысл, а дивертисмент, настолько виртуозный, что становится утомительным», — пишет российский кинокритик Антон Долин.
«Французский вестник» получил самые долгие овации на Каннском кинофестивале — зрители аплодировали 9 минут. И многие кинокритики поддержали выраженную таким образом положительную оценку.
Peter Debruge, Variety
«Его видение становится все более обширным и более впечатляющим с каждым последующим проектом. <…> Нет живого режиссера с более узнаваемым визуальным стилем».
Peter Bradshaw, The Guardian
«Ода Уэса Андерсона печатной журналистике — периодическое наслаждение. <…> Потрясающие визуальные эффекты, много смешных моментов и актерский состав на пятёрку».
David Rooney, The Hollywood Reporter
«Хотя „Французский вестник“ может показаться антологией виньеток без сильной всеобъемлющей темы, каждый момент украшен любовью Андерсона к письменному слову и странным персонажам, которые посвящают ему свою профессиональную жизнь. В материале заложено тоскливое ощущение прошедшего времени и прекрасная ода удовольствиям от путешествий».
Jason Gorber, SlashFilm.com
«Смотреть „Французский вестник“ Уэса Андерсона — безумный опыт. Это все равно, что быть гостем на каком-то изумительном ужине, где каждое блюдо более потрясающее, чем предыдущее, и как только вы хотите воспользоваться моментом, чтобы полюбоваться каждым блюдом, его крошки уже уносятся, чтобы новое угощение было доставлено шустрыми официантами».
Фильм выйдет в российский прокат в октябре 2021 года.