Работа над лентой началась задолго до нынешних событий в стране и мире. Однако теперь, в нынешних реалиях, выглядит пророческой. С явным подтекстом.
Всем, кто читал роман Иванова «Сердце пармы», содержание знакомо: вторая половина 15 века. Князь Ермолай отправлен московским князем в пермский край, в парму. Он желает создать великое княжество, объединив все живущие на этих землях народы. Ермолай делится мечтой с маленьким наследником Миханом. Но погибает в бою с местными племенами.
Ставший князем Михаил (Александр Кузнецов) оказывается меж двух миров, как меж двух огней — великого княжества Московского и пермских земель с живущими в них язычниками. Да ещё в жены берет местную Тиче (для Елены Ербаковой — дебют в кино), ведьму-ламию, которая дарит ему не только любовь и детей, но и массу, так сказать, неудобств. И, преодолевая запреты, он запускает маховик рока.
Лавстори, впрочем, не была самоцелью сценаристов (один из них — Сергей Бодров-ст.) и режиссера. Ведь «Сердце пармы» — история противостояния двух миров: Великого княжества Московского и древних уральских земель. Это столкновение героев и призраков, князей и шаманов, вогулов и московитов. Здесь расстаться с жизнью не так страшно, как выбрать между долгом, верностью братству и любовью к единственной женщине на свете.
Фильм получился одним из самых сложных постановочных проектов последних лет в российском кинематографе. Здесь и батальные сцены (за все время в проекте приняли участие 2 тысячи человек), и изображение культовых обрядов. Плюс невероятные декорации, шикарные костюмы, многочасовой грим. И, конечно, сумасшедшие уральские пейзажи в разное время года — отдельное спасибо оператору Сергею Астахову.
В основе сюжета — реальные события средневековья. Однако смотреть фильм как учебное пособие по истории, разумеется, не стоит. По словам режиссера, лишь 20% в картине — абсолютно чёткие факты. Остальное придумано. Тем более, что точных сведений о 1472 годе найти невозможно. «Смешно говорить об истории, как о науке, в фильме, где девушка превращается в рысь, — комментирует режиссёр Антон Мегердичев. — Это притча о возникновении государств на примере России. Кроме того, кино должно задавать вопросы, а не отвечать на них».
Автор романа Алексей Иванов (произведение было написано почти 20 лет назад) остался доволен результатом работы кинематографистов. Для писателя фильм стал неожиданно масштабным и ярким. «Получился забытый диалог со зрителями», — признался литератор.
Впечатляет и актёрский состав: Евгений Миронов сыграл в фильме крестителя Иону, Федор Бондарчук — великого князя Московского Ивана III, Сергей Пускепалис — Полюда (друга и соратника князя Михаила). Не очень большие, но яркие роли у Елены Пановой и Розы Хайруллиной.