«Бригада» с рисовыми сумками. Как «Челночницы-2» показывают историю России

На канале «Россия 1» начался показ второго сезона сериала «Челночницы». Речь в этом фильме идет о судьбе пяти женщин, которые в девяностые годы сменили профессию, начали ездить за ширпотребом за рубеж и торговать им на рынках российских городов. Им пришлось пройти через все: неподъемные кредиты, наезды бандитов, испорченный товар, долги, разлад в семьях. В новом сезоне показан 1998 год: жизнь бывших челночниц вошла в налаженную колею, они приватизировали рынок. И, когда возвращается убийца мужа одной из героинь и бывший владелец торговой точки, женщины снова объединяются, чтобы просто выжить. Главные роли в «Челночницах-2» сыграли Мария Порошина, Елена Панова, Светлана Иванова, Ирина Розанова, Зоряна Марченко, Владимир Епифанцев и другие. Перед премьерой сериала АиФ.ru поговорил со сценаристом Зоей Кудрей («Граница. Таёжный роман», «Мосгаз», «Палач») о том, почему героинями девяностых были женщины.

   
   

Игорь Карев, «АиФ.ru»: — Челночники — символ девяностых, непременная примета самого посещаемого из тогдашних мест: рынка. Вам легко было работать над сериалом о той жизни?

Зоя Кудря: — Этот проект для меня необычный. Раньше делала серьезные криминальные сериалы: «Мосгаз», «Палач», «Шакал». «Челночницы» на их фоне выглядят несерьезно. Но я обожаю этих женщин, я их хорошо знаю, они для меня родственные души. Им надо памятник поставить за то, что они спасли не только страну, но и всех своих мужиков. После выхода первого сезона мне позвонили женщины, которые все были челночницами в девяностые. Они тогда вместе ездили за границу, а сейчас вместе смотрели этот сериал, вместе смеялись и вместе плакали. Потому что это фильм об их жизни.

Кадр из сериала «Челночницы-2». Фото: Пресс-служба телеканала «Россия 1»

— Вам самой не довелось поездить по странам ближнего и дальнего зарубежья в этой роли?

— Нет, челночницей я не была. У меня бы и не получилось. Меня бы сразу ограбили. Но это не так важно. Я просто хорошо знаю то время, сама его прожила. Помню, как принесла первый гонорар, предложила сыну купить что угодно, а он купил сладкий йогурт и зефир. Вот о чем он мечтал! Мы все тогда так жили. Думали лишь о том, где заработать деньги. Но никакого глубокого отчаяния не было, были лишь локальные проблемы: например, трудно было достать лекарства.

   
   

— Почему главными героинями сериала вы сделали именно женщин?

— Женщины легче вошли в ситуацию, в которой нужно было куда-то ехать, торговать, потому что у них была высокая ответственность за свою семью. Им надо было выжить любой ценой. Челночничество тогда захватило и некоторых мужчин, но женщины показали себя как более отчаянные. Они хватали эти сумки и просто ехали. Кроме того, я люблю их за то, что, несмотря на всю жестокость их быта, в них осталось много добра и сочувствия друг к другу. Поэтому я и сформировала в сериале своего рода бригаду челночниц. Во втором сезоне эта бригада немного развалилась, потому что они начали заниматься своими делами, но в третьем сезоне я снова буду ее сколачивать. Единство — это главное, ничего главнее быть и не может: должен быть кулак, в котором все друг за дружку цепляются. У меня получилась стая как единственная возможность для этих женщин выжить.

Кадр из сериала «Челночницы 2». Фото: Пресс-служба телеканала «Россия 1»

— У мужчин по-другому?

— Это сложно объяснить. Вот есть слабенькая женщина, которая всегда прячется за спиной мужа. Но наступает большая проблема — и все, она начинает решать ее сама. Мужики почему-то быстрее сдаются. Они, конечно, стараются, карабкаются, бьют ладошками по воде, но не выплывают. Наверное, потому, что сначала пробуют, горячо или холодно. А женщины не думают, а сразу прыгают. Мы разные. Бытовые проблемы женщины с удовольствием отдают мужчинам, а глобальные проблемы — если семья, условно говоря, голодает — решают сами. Причем женщины способны пойти на что угодно: они будут продавать, воровать, ездить за тридевять земель. А тогда, в девяностые, почти все мужики сдулись. Они либо ушли в подворотню грабить, — у нас во втором сезоне будет такой персонаж — либо ложились на диван и страдали. Либо, если была нормальная печень, пили.

— Легко было набрать материала на столько серий и на несколько сезонов?

— Мне знакомые рассказывали о своем опыте, но использовала я далеко не все. Это был очень жестокий бизнес. На рынках ежемесячно сжигали палатки. Стоило кому-то задолжать или как-то провиниться — тут же сжигали. А эти палатки стоили пять тысяч долларов, то есть дополнительные затраты, не считая испорченного товара. А вообще, женщины бросили свои работы и начали челночничать не от хорошей жизни. Но в сериале никто не проклинает эту страну и не говорит о политике. Просто вот так случилось, такая сложилась ситуация: этим женщинам пришлось вытаскивать себя и свои семьи, чтобы никто не помер от голода. Не до Ельцина было.

— Женщины могут рассчитывать на благодарность за свою самоотверженность?

— По разному может сложиться. У одной женщины муж в девяностые был офицером, и, когда начался кризис, он просто лег на диван и страдал. А сын у них готовился в институт поступать, но денег в доме не было совсем. И тогда эта женщина стала челночницей. Она рассказывала, как с бандитами общалась, как кредиты брала под дикие проценты, как стояла под дулом пистолета, как ей ножом угрожали. Но сумела вытащить семью, оплатила ребенку учебу. Сейчас ее муж получает приличную военную пенсию, больше, чем у нее, — ведь она нигде официально не работала — и попрекает ее каждой потраченной копейкой. А сын заявляет, что его жена не будет такой, как мать, и отказывается помогать родителям. Частично эту ситуацию я включила во второй сезон «Челночниц».

Кадр из сериала «Челночницы 2». Фото: Пресс-служба телеканала «Россия 1»

— А чувствуете в себе коммерческую жилку?

— Ездить за товаром у меня бы не получилось, а торговать я могла бы, особенно сейчас, в хороших условиях. В девяностые годы было труднее: на улице и на морозе. Недавно была на Ленинградском рынке, и он мне очень понравился: все друг друга знают, переговариваются, есть какое-то родство. На таком рынке я могла бы работать, нашла бы друзей-продавцов, у меня бы были постоянные покупатели.

— Сценарист, наверное, — это тот же бизнесмен: он должен разработать продукт, продать его на рынке...

— Знаете, сценаристов мои рассуждения о мужском и женском подходе тоже касаются. Я работала в смешанных командах. И вот звонит женщина-сценарист: «Я родила, но ты не волнуйся, через три часа сдам серию». А про коллегу-мужчину продюсер мне с таким уважением сообщал, что у него запой, серии не будет. Или еще один мужчина уехал за рыбой в Мурманск... Какая рыба, какой Мурманск, ведь работа же не сделана? Ничего, собирались женским коллективом и сдавали все вовремя.