Интерес к «Лету» Кирилла Серебренникова изначально был высоким. Но на стадии съемок дело ограничивалось внутрироссийским любопытством: фильм рассказывает историю двух легендарных рок-звезд советского времени, Виктора Цоя и Майка Науменко, а завершить работу над ним в штатном режиме режиссеру помешал домашний арест по скандальному делу «Седьмой студии». Масла в огонь подливало и отношение к картине тех музыкантов, которые были знакомы и дружили с Цоем и Науменко, например, не менее легендарного Бориса Гребенщикова, который, скажем мягко, подверг сомнению правдивость изложенных в сценарии фактов.
«Лето» Серебренников все же закончил – монтировал он картину уже будучи под следствием. Ну а попадание фильма в основной конкурс Каннского кинофестиваля вывело ситуацию с ним – и с «Летом» – на международный уровень. В каждой статье о Каннах европейские и американские СМИ в обязательном порядке отмечали, что режиссер не может приехать на фестиваль из-за уголовного дела. Серебренникова также сравнивали с Джафаром Панахи, которого власти Ирана еще в 2010 году осудили за оппозиционную деятельность и запретили сниматься кино. Панахи вышел из ситуации изящно: его картина 2011 года называлась «Это не фильм», а ее передача для показа в Каннах стала отдельной шпионской историей. В конкурсе этого года иранский режиссер также участвует.
Передавать «Лето» на спрятанной в пирожном флешке не потребовалось: пожелания удачи «Лету» прозвучали даже от российского Министерства культуры, по инициативе которого дело «Седьмой студии» и приобрело нынешний размах. Что касается политики, то, по мнению кинокритика Антона Долина, «на фестивалях такого уровня важно только качество фильма». Правда, позволить Серебренникову съездить в Канны представить свой фильм не смог даже президент – как рассказал перед показом директор фестиваля Тьерри Фремо, в ответ на просьбу французского МИДа Владимир Путин ответил, что был бы рад помочь, но суды в России независимые. Позже выяснилось, что ответ направлял не президент, а российский МИД.Так что сложившаяся ситуация требовала каких-то заявлений, хотя бы на уровне съемочной группы, и они последовали. Представлявшие «Лето» актеры вышли на красную дорожку со значками с фотографией Серебренникова и с плакатом, на котором было написано «Kirill Serebrennikov» напомнив о том, что режиссер тоже должен быть там, на показе. Это фото обошло всю западную и российскую прессу, а Фремо и президент фестиваля Пьер Лескюр поддержали российских кинематографистов.
Первый, торжественный показ «Лета» состоялся в среду, 9 мая, вечером (по московскому времени уже почти ночью), а прессе картину показали утром в четверг, и оба эти показа оказались, без сомнения, успешными. Билеты на премьеру были раскуплены полностью, пресса тоже не проигнорировала фильм, и каждый раз после окончания картины раздавались аплодисменты.
«Пресса аплодирует «Лету» и я присоединяюсь! Великолепно, браво, Кирилл Серебренников!», — пишет в блоге Жан-Люк Годро.
Для жюри (одним из членов которого является Андрей Звягинцев) подобные выражения восторга, конечно, значат мало, но призов в Каннах много и без желанной «Золотой пальмовой ветви».
Первые отзывы, впрочем, дают надежду и на «золото» для Серебренникова. Издание IndieWire пишет о «Лете» как об «энергичном реквиеме» рок-сцене Ленинграда и сравнивает картину с «Круглосуточными тусовщиками» (британская лента 2002 года о музыкальной жизни Манчестера в 70-90-х).
«Лето» — самый дикий и самый креативный фильм, который будет показан в основном конкурсе в этом году. <…> Как и рок-н-ролл, «Лето» стремится быть отличным и не беспокоится о том, что беспорядочен», — считает Стив Понд из The Wrap.
«Взлеты и падения этой истории любви с редкой чистотой противопоставлены мукам творчества в условиях режима, который не позволяет процветать этой музыке», — уверен Томас Сотинель из Le Monde.
Газета The Guardian, впрочем, относится к «Лето» с небольшим скепсисом. Фильм получил в обзоре три из пяти звезд; в резюме его сравнили с музыкальным альбомом, в котором есть лишь одна или две прекрасные композиции. «Серебренников показал, что рок-н-ролл был настоящим призванием. Эти люди [герои фильма] похожи на первых христиан, которые сохраняли свою веру в тайне. Но то, что они делали, привело к удалению первых кирпичей из Берлинской стены», — пишет критик издания Питер Брэдшоу.
«Интерес к тяжелому положению Серебренникова и политическому содержанию картины дает «Лету» определенную фору на международной арене, даже если как рок-байопик, фильм выглядит не всегда удовлетворительно», — отмечает Джонатан Ромни из Screen Daily.
В соцсетях отношение к фильму Серебренникова более восторженное.
«Лето» на Каннском фестивале! Необыкновенный русский «На игле»! Это чертов рок-н-ролл», — написал в твиттере директор французского Национального центра кино Кристоф Тардье. Напомним, что «На игле» — культовый фильм Денни Бойла, экранизация романа Ирвина Уэлша.
«Лето», Ленинград, 80-е годы, Боуи, Игги, Velvet и другие, жажда свободы, величественный музыкальный фильм чистой красоты. Браво, сеньор Кирилл!», — пишет в твиттере критик Филипп Конгюсти.
В России «Лето» впервые будет показано на открытии фестиваля «Кинотавр» 2 июня, а в широкий прокат картина выйдет 7 июня.