Боярыня красотою лепа. Сказка «Круэлла» как дань моде

Эмма Стоун в роли Круэллы Де Виль. © / Кадр из фильма

В старых сказках все герои занимали строго определенные им стороны. Злодеи были очень злыми, завистливыми и кровожадными, а положительные герои отличались красотой и добротой. Финал тоже был предопределён: после череды непростых испытаний зло оказывалось повержено, а добро праздновало победу и иногда справляло свадьбу. За такие сказки юные (да и не очень) зрители и любили диснеевские полнометражные мультфильмы, которые к тому же несли и воспитательную функцию, задавая правильные паттерны поведения. 

   
   

Подобные истории Disney рассказывает до сих пор, но одновременно с простыми — или даже игровыми — ремейками фильмов своей золотой коллекции эта кинокомпания занялась переосмыслением знакомых сюжетов. В «Малефисенте», например, оказалось, что злая фея не такая уж и злая, скорее, она вынуждена совершать злые поступки под влиянием обстоятельств. А в новом диснеевском фильме «Круэлла» создатели решили перевернуть историю ещё одной известной злодейки, на этот раз — из сказки «101 далматинец».

1960-е годы, Англия. Эстелла Миллер (юная актриса Типпер Сайферт-Кливлэнд) растет весьма креативным ребенком, но постоянно влипает в неприятности и получает выговоры. В какой-то момент терпение школьной администрации заканчивается, Эстеллу исключают, и они с матерью (Эмили Бичем) и приблудной собакой отправляются в Лондон. По дороге мать решает заехать в замок к знакомой, чтобы попросить о помощи, но вместо этого Эстелла еле спасается от трех злобных далматинцев. Псы нападают на её мать — и та погибает. А Эстелла со своим питомцем добирается до Лондона и оказывается в банде бездомных мальчишек. Её новыми друзьями становятся рассудительный Джаспер и забавный увалень Хорас, которые зарабатывают на жизнь элементарным воровством.

Через десять лет такой жизни Эстелла (Эмма Стоун) продолжает мечтать о высоком — и Джаспер (Джоэл Фрай) с Хорасом (Пол Уолтер Хаузер) помогают ей получить работу в очень респектабельном универмаге. Но это работа уборщицы, которая не предполагает никакого творчества, и лишь случайность помогает Эстелле попасть в команду Баронессы (Эмма Томпсон), всемирно известного дизайнера одежды, которая, правда, отличается жестокостью и заносчивостью. И Эстелла делает следующий шаг: она берет себе имя Круэлла и начинает выставлять собственную линию одежды, которая становится очень модной. Баронесса, разумеется, не может не принять вызов и надеется выиграть это соревнование, ведь у неё работает талантливая Эстелла.

Большинство персонажей «Круэллы» зрителям, разумеется, знакомы. Фильм позиционируется как приквел к «101 далматинцу» — фильму 1996 года и мультфильму 1961-го, диснеевским экранизациям книги Доди Смит. Правда, в «Далматинцах» Круэлла Де Виль однозначно была злой и коварной: она хотела заполучить щенков, чтобы сшить из шкур бедных пёсиков шубу. Джаспер и Хорас в тех фильмах тоже были просто ворами. Но в «Круэлле» все они представлены не так однозначно, да и жестокость героини направлена отнюдь не на собачек. Юная Круэлла-Эстелла просто хочет пробиться в мир моды, который оказывается очень жестоким к амбициозным и талантливым новичкам. 

Фактически в «Круэлле» рассказана не предыстория антагониста «101 далматинца», а история противостояния традиционных модных дизайнеров, которых символизирует Баронесса и хулиганов-провокаторов от моды вроде Вивьен Вествуд — британского модельера, «бабушки панка» и автора стиля одежды музыкантов из панк-группы Sex Pistols. Намеков на это более чем достаточно: как раз в 1970-е Вествуд начинала разрабатывать рокерскую и панковскую одежду и основала свой магазинчик Let It Rock.

Конечно, рассказанная в фильме история далека от реальности. Никаких войн со своими коллегами Вествуд, конечно, не вела, хотя определенный скандальный имидж у неё имелся уже тогда (не в последнюю очередь — благодаря её гражданскому мужу, менеджеру Sex Pistols Малькольму Макларену). Но её одежда тоже производила шокирующий эффект, хотя, разумеется, не такой, как одежда, созданная Круэллой в фильме. 

   
   

Вообще, эта линия противостояния двух дизайнеров — и двух подходов к моде — в «Круэлле» реализована очень хорошо, и, пожалуй, будет справедливо, если художник по костюмам, создавший для фильма множество ярких образов, получит в итоге свой «Оскар». Достоин награды и автор совершенно чудесного саундтрека, который полностью погружает зрителей в эпоху 1970-х.

Но любопытно, что это противостояние всё же превратилось в сказку. Баронесса Эммы Томпсон оказывается настоящей злодейкой из классических диснеевских фильмов, а Круэлла Эммы Стоун — настоящей Золушкой, которой повезло встретить своего принца. Или двух принцев, если на эту роль рассматривать Джаспера и Хораса. Правда, по этому фильму не очень понятно, как героиня Стоун стала Круэллой Де Виль из «Далматинцев». Но не исключено, что о связи двух историй позаботится возможный сиквел «Круэллы», который, впрочем, пока не объявлен официально.