«Батальон смерти». Мединский и Угольников представили историческую драму

Съёмки фильма «Батальон смерти». © / Алексей Даничев / РИА Новости

В рамках ММКФ в Театре киноактёра прошла презентация фильма Дмитрия Месхиева «Батальон смерти» — исторической драмы, снятой при поддержке Министерства культуры и с одобрения Российского военно-исторического общества. Вместе с создателями и продюсерами картину, повествующую о женском батальоне времён Первой мировой войны, представил министр культуры Владимир Мединский.

   
   
Министр культуры РФ и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский на презентации фильма. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

«Чем удивителен этот фильм? Тем, что он абсолютно историчен, — рассказал Мединский. — Много замечательных, талантливых и ярких военно-исторических фильмов базируются на полувымышленных историях. А вот наша история даёт такую фактуру, что ничего придумывать не нужно. Это подразделение, полностью состоящее из девушек, оно одно в истории мировой цивилизации. Здесь всё, от начала до конца, от фамилий героинь, от их образов, внешности вплоть до оружия, военной формы, историко-политических нюансов, абсолютно достоверно».

Министр пожелал успеха создателям картины, в том числе автору идеи и продюсеру Игорю Угольникову, отметив, что, по его мнению, такие фильмы, как «Батальон смерти» и предыдущий проект Угольникова «Брестская крепость», задают вектор того, как нужно смотреть на нашу историю.

Автор идеи и генеральный продюсер фильма Игорь Угольников. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

«Я очень рад, что к команде продюсеров присоединился Фёдор Сергеевич Бондарчук. И не только финансово, но и в качестве талисмана. Этот фильм не может собрать меньше 1,5 млрд в прокате», — отметил Мединский.

В основе сюжета — история женского батальона, созданного в 1917 году для поддержания боевого духа армии во время Первой мировой войны, а также в качестве примера мужчинам, отказывающимся идти на фронт. Возглавила военное формирование поручик Мария Бочкарёва, её в фильме играет актриса Мария Аронова. Роль адъютанта Бочкарёвой, Веры Скрыдловой, досталась Марии Кожевниковой, которая, как и остальные актрисы, для достоверности побрилась наголо прямо на съёмочной площадке.

«На самом деле это не кино, это жизнь. Жизнь наших прадедушек и прабабушек. Поэтому на съёмочной площадке мы не играли, мы жили», — рассказала Кожевникова.

   
   

В рамках презентации были показаны несколько отрывков из будущего фильма, съёмки которого проходили в Петербурге. Действие одного из эпизодов происходит в лагере, где «батальон смерти» проходил военную подготовку. На экране героиня Марии Ароновой приказывает двум девушкам выйти из строя и ударить друг друга, героиня Кожевниковой долго отказывается бить боевую подругу, хотя та, не сопротивляясь, наносит ей одну пощёчину за другой, плачет, но в конце концов всё-таки набрасывается на «противницу» с кулаками. Постепенно импровизированная драка перерастает в массовую. По словам Кожевниковой, достоверность была соблюдена и в этой сцене — режиссёр Месхиев настаивал, чтобы девушки раздавали друг другу настоящие пощёчины.

Режиссёр-постановщик фильма Дмитрий Месхиев и член Комитета Госдумы РФ по культуре, актриса Мария Кожевникова. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

«Было, как вы понимаете, непросто, особенно военные эпизоды снимать, — рассказал Игорь Угольников. — Мы очень боялись за наших девочек, которые бегали со штыками в грязи, и каждый день молились, только бы никто не пострадал».

Режиссёр признался, что тяжело на съёмочной площадке было не только артистам, которым приходилось жить и работать в условиях, приближенных к тем, о которых идёт речь в фильме. Нелегко пришлось и съёмочной группе: в «Батальоне смерти» 12 главных героев, а в 85 % экранного времени в кадре одновременно находились более 150 человек. Несмотря на всё это, по словам Месхиева, работа ему понравилась сразу по нескольким причинам. Во-первых, как считает режиссёр, снимать кино про женщин интереснее с психологической точки зрения, а во-вторых, значение имеет и само время действия, ведь фильмов про Первую мировую войну почти нет.

«Я жду, что картина понравится публике, причём широкой публике. Мы сняли фильм с чувством, с коллизиями и с экшном», — рассказал Дмитрий Месхиев.

Фильм был создан при поддержке не только Министерства культуры, выделившего на проект 50 млн рублей, и спонсоров, но и при участии Российского военно-исторического общества. Заведующий научным сектором РВИО Юрий Никифоров отметил, что не стоит думать о фильме, как об ура-патриотическом проекте, потому как «Батальон смерти» — в первую очередь трагическая история.

На данный момент картина находится в стадии пост-продакшна. Фёдор Бондарчук сообщил, что уже ведутся переговоры с западными дистрибьюторами, и не исключено, что картина выйдет и за рубежом. Тем более что интерес к теме, поднятой в «Батальоне смерти», есть и за пределами России, так как изначально картина задумывалась как одна из новелл в международном киноальманахе, посвящённом Первой мировой войне. Что касается отечественного релиза, то точная его дата пока неизвестна, однако премьера фильма, по словам Угольникова, должна обязательно состояться в 2014 — в год 100-летия с начала Первой мировой войны.