В российский прокат выходит фильм Игоря Копылова «Небо» — непридуманная и рассказанная с документальной точностью история гибели российских летчиков в Сирии в ноябре 2015 года.
Снимать кино о войнах, которые ещё не улеглись в памяти людей — и тем более о тех, которые ещё идут — достаточно сложно. Западные режиссеры долгое время искали подходящий язык для высказываний о Вьетнамской войне, отечественные кинематографисты испытывали похожие затруднения с войной в Афганистане. Нет, совсем о них не забывали — фильмы снимались, выходили, но в них, как правило, собственно война оставалась за кадром. Иногда, конечно, удавалось наложить сюжет из произведений классиков на современные реалии — как сделал Сергей Бодров-старший в «Кавказском пленнике». Но чаще всё-таки приходится ждать, пока страсти не улягутся.
Операция России в Сирии это та война, в которой российские военные участвуют прямо сейчас. Эта операция началась в 2015-м — была создана база Хмеймим, в военных действиях участвовала в основном боевая авиация, а наземные силы были задействованы, как правило, в охране базы. Точных данных о действиях российских войск нет, но по факту уже в 2018 году запрещенное в России «Исламское государство», занимавшее большую часть Сирии, перестало существовать.
На этой войне — как и на любой другой — были и трагические события. И об одном из них было решено снять художественный фильм, который был назван просто — «Небо».
Фильм рассказывает о гибели российского летчика, подполковника Олега Пешкова. 24 ноября 2015 года бомбардировщик Су-24М под его командованием вылетел на боевое задание в район сирийско-турецкой границы и был сбит турецким истребителем. Самолет упал на сирийской территории, которую контролировали боевики. Летчики — Пешков и его штурман, капитан Константин Мурахтин — успели катапультироваться, но Пешкова террористы расстреляли в воздухе. Позже для спасения Мурахтина была организована поисково-спасательная операция с участием российских и сирийских военнослужащих; во время этой операции погиб морской пехотинец Александр Позынич.
Турецкая сторона долгое время настаивала на том, что российский самолет нарушил воздушное пространство Турции. Эту версию поддерживали и другие страны НАТО. Российское Минобороны настаивало на том, что турецкий истребитель запустил ракету над территорией Сирии, на что не имел права. Трагедия привела к серьезному охлаждению отношений между Россией и Турцией. Лишь через год, когда сбившие Су-24М пилоты были арестованы за участие в попытке военного переворота в 2016 году, президент Турции Реджеп Эрдоган принес извинения семье погибшего летчика. Пешков посмертно стал Героем России, а Мурахтин и Позынич награждены Орденом Мужества.
В картине поменяли имена главных героев — их зовут подполковник Сошников (роль Игоря Петренко) и капитан Муравьёв (Иван Батарев). Есть и другие российские военные — например, в отдельных сценах появляется министр обороны Сергей Шойгу, выведенный под именем Сергея Шубина (в исполнении актера Александра Кота) и руководитель Авиационной группы ВКС России в Сирии, генерал-полковник Виктор Бондарев (под именем Аксенова, роль сыграл актер Игорь Филиппов). Добавлены и семьи летчиков — так, жену Сошникова сыграла актриса Мария Миронова.
Но сюжет фильма «Небо» почти полностью повторяет реальную историю, особенно в той части, которая касается момента воздушного боя и спасательной операции. Часть сцен снималась в Сирии, на базе Хмеймим, а эпизоды «официальной» части — в здании Министерства обороны на Фрунзенской набережной.
Поставил фильм по этим событиям режиссер Игорь Копылов, снимавший сериалы «Ленинград 46» и «Крылья империи». В недавней военной драме «Ржев» Копылов показал, как можно снимать боевые сцены, чтобы они не выглядели фальшиво, и применил этот прием и в «Небе». Операция российского спецназа по захвату одного из лидеров боевиков, сцена погони террористов за Муравьевым получились динамичными и захватывающими. И тем более сильное воздействие — на контрасте — оказывают вроде бы мирные моменты, которые оказываются и самыми трогательными.
Вообще, «Небо» сумело удержать баланс между пафосом, неизбежным при рассказе о подвиге, и живой историей, которая может быть интересна зрителю. Ведь одно дело — читать сухие строчки новостей о сбитом самолете, о гибели пилотов, и совсем другое — наблюдать это собственными глазами, в качестве непосредственного свидетеля трагических событий шестилетней давности. Ну а «бармалеев», как называют боевиков герои фильма, после увиденного совершенно не жалко — да они и не заслужили никакой жалости своим пещерным отношением к жизням людей.