Баба-Яга не против. Как «Последнего богатыря» былью сделали

В нашей стране с детским кино всё очень непросто. Если мультфильмы уже могут увлечь юную аудиторию, то полнометражные фильмы делают это очень редко. Надежда появилась лишь в 2017-м, когда российский филиал Disney помог киностудии Yellow, Black and White снять фильм Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь». Основанный на сюжетах и персонажах русских сказок сценарий подкупал искренностью, а приключения недотепы Ивана (знакомый тогда зрителям лишь по «Кухне» Виктор Хориняк), волей обстоятельств получившего ответственность за сказочную страну Белогорье, выглядели свежо и увлекательно. Неудивительно, что этот «Богатырь» собрал неплохую кассу и оказался не «последним»: спустя три года вышел сиквел «Последний богатырь: Корень зла», который оказался ещё более успешным в прокате, чем первая часть. Одновременно Дьяченко снял и третий фильм про Ивана и его команду — «Последний богатырь: Посланник тьмы», — который добрался до кинотеатров меньше чем через год и тоже претендует на большую выручку. 

   
   

В финале второй части Ивану (Хориняк), Кощею (Константин Лавроненко), Бабе-Яге (Елена Яковлева), Колобку (Гарик Харламов) и Водяному (Сергей Бурунов) удалось одолеть большинство злодеев и восстановить в сказочном Белогорье мир и относительный порядок. Иван снова обрёл богатырскую силушку и стал достойным наследником своего отца, Ильи Муромца. Он готовится к свадьбе с Василисой Премудрой (Мила Сивацкая). Но зло в лице Галины (Елена Валюшкина) ещё не повержено: могущественная темная колдунья призывает на помощь саму Тьму и похищает Василису прямо накануне торжества. Герои залезают в избушку на курьих ножках и пускаются в погоню, которая приводит их в современную Москву. 

Но найти убежище Галины в огромном городе нелегко, да и сказочные персонажи ведут себя очень странно, привлекая внимание случайных прохожих. Выйти на след девушки может помочь Жар-птица, волшебное существо, когда-то сбежавшее из Белогорья от Кощея (Филипп Киркоров). Вот только Жар-птица помогать не торопится, и нужно заставить её сделать это. 

Авторы франшизы пошли по очень тяжелому пути: они стараются создать некую непрерывную историю развития своих персонажей, уделяя этому чуть ли не больше внимания, чем их приключениям. Правда, зрителям первой части «Последнего богатыря» фильм полюбился как раз за обилие приключений — тогда Ивану иной раз и вздохнуть было некогда, — а также за весьма колоритных злодеев и неопределившихся лиц. Сражения, погони, странствия, опасности — всё это было очень похоже на диснеевские сказки и создавало то самое настроение сопричастности, которое вызывает хорошее кино.

Но к финалу второй части из злодеев осталась одна Галина, которая не выглядела грозным соперником для Ивана и его команды. Даже призванный ею из болота тот самый «посланник тьмы» из названия третьего фильма не должен был серьезно повлиять на матримониальные планы Ивана с Василисой и Бабы-Яги с Водяным. Но на таком основании хороший боевик не построить — и вот посланник оказывается почти что бессмертным, а Галина обретает поистине демонические силы.

Конечно, приключений в «Посланнике зла» хватает. Это и погоня на летающей избушке по необычайно пустому центру Москвы, и сражения, причем с участием не только Ивана или Кощея, но и Василисы. Ну и, конечно, повороты сюжетных линий с участием Жар-птицы и Водяного, которые наверняка развеселят зрителей. Ну а постоянная ревность Бабы-Яги (надо заметить, заслуженная) фактически спасет любовную линию этого фильма.

Проблема лишь в том, что хорошо сработавшее на короткой дистанции второй части обращение скромной домработницы в могущественную волшебницу в триквеле даёт сбой за сбоем. Наверное, Галина должна была окончательно превратиться во что-то вроде Малифисенты — инфернальное зло, мотивы которого лежат за пределами стандартной человеческой логики. Но этого добиться не удалось: у неё вполне земные, понятные всем поводы причинять боль героям и особенно Ивану, причем она осознаёт, что делает, и нисколько в этом не раскаивается. В итоге сказка превращается в быль, в которой злодей говорит голосом умудренной жизнью женщины, которой надоело в сотый раз объяснять молодому поколению, почему надо надевать шапку, если на улице мороз, и она решила немного поругаться.