Артхаусу «смерть», пиратам выгода. К чему приведёт квотирование кино

Fernando de Sousa из Melbourne, Australia / Commons.wikimedia.org

В СМИ появилась информация, что депутат Роберт Шлегель предложил Государственной Думе новый законопроект: член «Единой России» считает, что в репертуаре отечественных кинотеатров должно быть 50 % российских фильмов. Если законопроект примут, количество иностранных лент в отечественном прокате значительно уменьшится, а с артхаусными и авторскими фильмами, вполне возможно, придётся вообще распрощаться — их кассовые сборы оставляют желать лучшего. Также эксперты прогнозируют «всплеск» пиратства.

   
   

Поддержать российское кино или запретить зарубежное

Разговоры о том, что отечественный кинематограф надо поддерживать и развивать, ведутся уже давно. Ещё в 2012 году Сергей Железняк, вице-спикер Госдумы, предложил ввести в кинотеатрах квоту в 20 % для наших фильмов и призвал отменить льготы по НДС для зарубежных лент. Если бы инициативу Железняка одобрили, билеты в кино на все голливудские фильмы подорожали бы на 18 %, но проект не нашёл поддержки.

В 2013-м с похожей инициативой выступил член думского Комитета по культуре Дмитрий Литвинцев — по его мнению, репертуар кинотеатров должен состоять из российских фильмов аж на 80 %. В начале этого года к теме квотирования обратился и министр культуры Владимир Мединский — по его словам, без таких мер «российскому кино не поможешь». Правда, никаких конкретных цифр министр не назвал.

Сейчас же Роберт Шлегель предложил «золотую середину»: депутат хочет, чтобы доля российских фильмов в прокате составила не 20 или 80, а 50 %.

Роберт Шлегель. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

– Меры подобного характера существуют в мире, и это, безусловно, некоторая попытка государства защитить свои интересы в области кинематографии. Но насколько это поможет российским картинам подняться на вершины бокс-офисов — сложно сказать, — считает Алексей Рязанцев, генеральный директор кинокомпании «Каро-Премьер». — Сложно предположить, что если процентную составляющую отечественных лент увеличат до 50 % , то на 50 % увеличится и приход зрителей на них.

С ним соглашается и Василиса Орестова, директор ГБУК «Московское кино»:

– Я всегда была против квотирования, потому что не считаю, что любые запретительные меры способны позитивно повлиять на прокат. Мне кажется, более правильно будет не запрещать показ зарубежного кино, а поддерживать российское.

   
   

Стимулирующая мера или кризис отрасли?

Часто кинотеатры делают кассу именно на голливудских блокбастерах: если половину прокатного времени отдать отечественным лентам, то заведение может потерять значительную часть прибыли. Более того, ограничение иностранных фильмов может сыграть на руку пиратам. Вот как комментирует ситуацию Василиса Орестова: «Сеть кинотеатров «Московское кино» создавалась для поддержки российского кинематографа, у нас и так больше 50 % фильмов — отечественные. Поэтому новый законопроект на нашу ценовую политику никак не повлияет. Но если у людей не будет возможности смотреть зарубежное кино в кинотеатре, это приведёт к тому, что они будут смотреть те же фильмы в интернете — или легальными, или пиратскими способами. В конце концов это может привести к оттоку людей от кинотеатров и к кризису всей отрасли кинопоказа».

До свидания, артхаус!

Директор «Каро-Премьер» в отношении возможного «всплеска» пиратства настроен более оптимистично:

– Фильмов, представленных основной пятёркой мэйджоров — крупнейших студий Голливуда, меньше не станет. Если кто-то и падёт «жертвой» ограничений в прокате, то в первую очередь это контент независимого кино, произведённого так называемыми independent-студиями. Наверное, у нас не будет Ларса фон Триера, Вуди Аллена, братьев Коэнов — тех лент, которые зарабатывают свои награды в Каннах, Берлине, Венеции и на других подобных фестивалях. Но невозможно же себе представить, что не выйдет новый «Человек-паук» или очередная часть «Хоббита»! Это те фильмы, на которых и делается касса. Если их не будет, можете представить, к какому уровню вернётся касса российского проката — к состоянию конца 90-х – начала 2000-х годов. Конечно, этого никто не хочет.

По словам Рязанцева, в кинотеатрах может существенно сократиться количество независимого, артхаусного и авторского кино, но вместе с тем и улучшится качество тех зарубежных фильмов, которые допустят к показу: ведь теперь кинопрокатчикам придётся особенно строго и тщательно отбирать иностранные ленты. Вот только что делать тем кинотеатрам, которые специализируются на показе авторского кино — непонятно.

Генеральный директор кинокомпании «Каро-Премьер» Алексей Рязанцев (справа) во время 66-ого ежегодного Каннского кинофестиваля. 2013 год. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Хороший фильм и без квот соберёт кассу

Большинство специалистов сходится во мнении: если фильм хороший, то зрители будут его смотреть и лента соберёт неплохую кассу — без какой-либо дополнительной стимуляции. За примерами далеко ходить не надо: лидером российского проката в 2013 году стал «Сталинград» Фёдора Бондарчука, а в этом году первенство пока удерживает «Вий». По словам директора «Каро-Премьер», введение квот — это вполне логичный второй шаг для поддержки отечественных фильмов. Но первым шагом должно всё же стать создание условий для российских режиссёров: в кино нужно инвестировать больше средств, при этом выделяя деньги и на продвижение лент в прокате. Пока же бюджеты российских и, например, голливудских фильмов несопоставимы.

Говорить о том, что ждёт российские кинотеатры, пока рано. Вполне возможно, что-то прояснится завтра — после заседания правительственного совета по кино. Но, как показывает практика, качественные фильмы всегда собирают кассу — и неважно, создают ли для этого какие-то «специальные условия» и в какой стране они были произведены.