9 друзей «Лета». Лучшие фильмы первой половины 2018 года

За первую половину 2018 года в российский прокат вышло более двухсот фильмов, и выбирать из них лучшие — это задача не самая тривиальная. У них разные жанры, разные задачи, они предназначены для разной аудитории, и любые рейтинги — всего лишь отражение личных предпочтений их составителей, равно как и премии являются лишь консенсусом между членами жюри или совокупным мнением, например, Американской киноакадемии. Тем не менее ряд картин из этих сотен выделить можно: кто-то уже получил высшие кинематографические награды и тем привлек внимание зрителей, кто-то очень хорошо показал себя в прокате, заработав многие миллионы (и даже миллиарды) долларов. А у каких-то картин выдающейся стала история их создания. АиФ.ru собрал свою десятку фильмов, которые привлекли внимание в первом полугодии.

   
   

«Форма воды»

Начало шестиесятых, самый разгар холодной войны. В секретной лаборатории военные США изучают странное существо, чем-то напоминающее человека-амфибию (Даг Джонс), и в процессе познания неизвестного доходят до необходимости вскрыть неведомую зверушку. Эта идея не нравится немой уборщице Элайзе (Салли Хокинс), которая сумела как-то подружиться с амфибией, и она организует его побег. В сюжете присутствуют советские агенты, которым интересно, чем занимается секретная лаборатория, жестокий солдафон полковник Стрикленд (Майкл Шеннон), а также мудрая чернокожая уборщица (Октавия Спенсер).

Фильм Гильермо дель Торо «Форма воды» был представлен на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, где получил «Золотого льва», а потом стал триумфатором «Оскара»: 13 номинаций и четыре выигранные статуэтки, среди которых «лучший фильм» и «лучший режиссер». Победа именно этой картины на «Оскаре» стала несколько неожиданной, но в принципе зрители выбор американских киноакадемиков ругали не особо сильно.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

У Милдред Хейз (Фрэнсис Макдорманд), которая живет в небольшом городе в штате Миссури, погибла дочь, но полиция, по ее мнению, совершенно не желает искать преступника.

Чтобы заставить шерифа (Вуди Харрельсон) и его помощника (Сэм Рокуэлл) шевелиться, она оплачивает аренду трех рекламных щитов на дороге в город, на которых размещает обращение к полицейским.

Фильм британского режиссера Мартина Макдонаха тоже участвовал в основном конкурсе Венеции-2017, но получил только приз за сценарий (его написал сам Макдонах), уступив «Золотого льва» «Форме воды». Но, когда начался сезон кинопремий, награды посыпались на «Три билборда...» как из рога изобилия: «Золотые глобусы», BAFTA, премии американских гильдий. В итоге картина стала наиболее вероятным триумфатором «Оскара», но из семи номинаций выиграла лишь две актерские, — для Макдорманд и Рокуэлла — уступив главные призы фильму Гильермо дель Торо.

«Темные времена»

Уинстона Черчилля назначили премьер-министром Великобритании в тот майский день 1940 года, когда Германия напала на Францию. Он был единственным кандидатом, которого поддерживал весь парламент, и именно ему пришлось объединять нацию на борьбу с нацистской угрозой, пытаться укрепить рассыпающийся фронт и организовывать эвакуацию разбитой армии из Дюнкерка.

Фильм Джо Райта не такой зрелищный, как, например, «Дюнкерк» Кристофера Нолана, он о человеке у власти и об ответственности этого человека. И фактически «Темные времена» стали бенефисом актера Гэри Олдмана, который неузнаваемо изменился для роли Черчилля и заслуженно получил первые за тридцатипятилетнюю карьеру премии «Оскар» и «Золотой глобус».

   
   

«Тебя никогда здесь не было»

Фильм британского режиссера Линн Рэмси участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля-2017. До России он добирался чуть ли не через год, да и прокат картины у нас оказался не самым широким: ему дали всего лишь пару сотен копий.

По сюжету у известного сенатора похищена дочь, он нанимает бывшего агента ФБР по имени Джо (Хоакин Феникс). Этот безжалостный человек с молотком сумеет проникнуть куда угодно, найдет свою цель и спасет ее, попутно наглядно объяснив преступникам их заблуждения.

«Золотую пальмовую ветвь», напомним, фильм Рэмси не получил, проиграв «Квадрату» Рубена Эстлунда, но два приза выиграл: один достался самой Рэмси за сценарий, а второй получил Феникс. В оскаровскую гонку картина тоже не успела (в американский прокат лента вышла только в этом году), но есть все шансы, что будущий премиальный сезон принесет ленте еще пару наград. Не в России, конечно, а хоть бы и на том же «Оскаре».

«Мстители: Война бесконечности»

Киновселенная студии Marvel пополняется весьма активно. Населяющие ее супергерои в большинстве фильмов занимаются своими делами, но периодически собираются вместе, если миру угрожает нечто совсем уж запредельное. Такими «сборниками» были «Мстители» и «Мстители: Эра Альтрона»: кассовые рекордсмены прошлых лет, немного уступившие напавшим исподтишка возрожденным «Звездным войнам».

«Война бесконечности» стала третьим общим фильмом марвеловской вселенной. Теперь толпе супергероев предстоит сразиться с безумным Таносом (Джош Бролин в гриме), который задался целью найти Камни бесконечности и провести небольшой геноцид населения Вселенной. Проблема состоит в том, что несколько фильмов назад Мстители разругались в пух и прах, так что мириться им придется буквально в боевых условиях.

Оценивать художественные достоинства кинокомикса, пожалуй, не имеет смысла, но фильм получился увлекательным, что хорошо показали зрители, которые толпами шли на «Войну бесконечности». Рекордные $257,6 млн в первый американский уикенд (больше, чем у «Пробуждения силы»), общемировая выручка $2,03 млрд и четвертое место в общем рейтинге самых кассовых фильмов. Причем от седьмого эпизода «Звездных войн» третьих «Мстителей» отделяет сущая мелочь: всего-то $36 млн.

«Первому игроку приготовиться»

Не слишком далекое будущее, полезные ископаемые закончились, на Земле начались голод и войны. Единственное развлечение для людей — виртуальная вселенная компьютерной игры OASIS, создатель которой после смерти завещал ее тому, кто сумеет пройти сложный квест. Сирота Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) понимает, что это наследство — его единственный шанс вырваться из трущоб. Но ему противостоит огромная корпорация, возможностей у которой значительно больше, чем у Тайда и его друзей.

Проект Стивена Спилберга по экранизации популярного романа Эрнеста Клайна вышел масштабным, с весьма реалистичными мирами, существующими внутри OASIS, и почти полностью повторял канву первоисточника. Во всяком случае, ностальгию по восьмидесятым фильм передал на все сто процентов. Конечно, были проблемы с авторскими правами, но в тех случаях, когда удавалось договориться, от результата захватывало дух: как, например, в воспроизведенных сценах из фильма «Сияние».

«Дэдпул-2»

Дэдпул — бывший солдат, который стал супергероем вопреки собственному желанию в попытке излечиться от смертельной болезни. Пару лет назад фильм о нем стал частью киновселенной «Людей Икс», и этот персонаж (его сыграл Райан Рейнольдс) настолько полюбился зрителям, что продюсеры затеяли продолжение его истории.

Сиквел не подвел: Дэдпул по-прежнему ироничен, самовлюблен, настроен к зрителям весьма дружелюбно и периодически обращается к ним с экрана. Врагам супергероя от этого не легче. Что касается всей кинофраншизы, то пока третьего фильма о Дэдпуле в планах студии нет, но избежать новой встречи с этим героем вряд ли получится.

Читайте также: Набрали по объявлению. Чем Дэдпул отличается от других супергероев

«Лето»

Летом 1981 года в Ленинграде встречаются два начинающих музыканта: Виктор Цой (Тео Ю) и Майк Науменко (Рома «Зверь» Билык). Они о чем-то разговаривают, немного соперничают из-за девушки (Ирина Старшенбаум), но в основном поют те песни, которые позже войдут в золотой фонд отечественной рок-музыки. Сценарий создан по мотивам воспоминаний жены Науменко Натальи Россовской, но обходится с реальными событиями начала восьмидесятых очень вольно: чего-то точно не было, а другое было, но не так. На это обращали внимание многие свидетели, в том числе, например, Борис Гребенщиков, но фильм получился не об истории Ленинградского рок-клуба.

«Лето» вписало себя в историю российского кинематографа еще в прошлом году, когда правоохранительные органы задержали режиссера Кирилла Серебренникова по делу «Седьмой студии» в буквальном смысле на съемках картины. Серебренникову удалось ее завершить, находясь под домашним арестом, потом «Лето» было отобрано в конкурсную программу Каннского кинофестиваля и получило приз за музыку, написанную Билыком.

«Лед»

Талантливая фигуристка Надя (Аглая Тарасова) готова к покорению различных чемпионских титулов, но ошибка партнера ставит крест на ее амбициях. У нее тяжелая травма, и больше она кататься не сможет. Но потом в ее жизни появляется хоккеист Саша (Александр Петров), для которого общение с Надей из нудной обязанности превращается в любовное приключение. И благодаря его любви Надя снова выходит на лед.

Фильм Олега Трофима часто называли нашим ответом американскому «Ла-Ла Ленду». «Лед» действительно переполнен музыкой, а одним из композиторов фильма стал и Антон Беляев, фронтмен и основатель группы Therr Maitz. Он же исполнил едва ли не половину песен. Жанр музыкальной мелодрамы оказался удачным: до сугубо спортивного «Движения вверх» «Лед», конечно, не дотянулся, но сумел заработать в прокате 1,5 млрд рублей.

«Решение о ликвидации»

На самом высоком уровне принимается решение о ликвидации самого опасного террориста Шамиля Базгаева. В группу, созданную под эту задачу, входит опытный оперативник Егор (Игорь Петренко), у которого с Базгаевым собственные счеты. Но враг хитер и опытен, он успешно скрывается от российских спецслужб уже много лет, а заодно готовит новое нападение, для которого ему нужно купить оружие за границей. Оперативники собираются использовать эту возможность.

Продюсером фильма выступил Карен Шахназаров. Видимо, благодаря его вмешательству авторам «Решения о ликвидации» удалось рассказать историю успеха российских спецслужб (ликвидация Шамиля Басаева), оставшись в жанровых рамках триллера. Агенты ФСБ, бандитские схроны в горах Чечни, перестрелки и реальная операция — и все это без лишнего пафоса и героического превозмогания.