Нечисть в эффектном переплете: «Зловещие мертвецы. Черная книга»

Кадр из фильма «Зловещие мертвецы. Черная книга»

На экраны вышел долгожданный и активно раскручиваемый фильм «Зловещие мертвецы. Черная книга». Собственно, даже без мощной пиар-компании, развернутой создателями фильма, интерес к нему зрителей был обеспечен тем, что это — ремейк классики жанра, снятой Сэмом Рейми в 1981 году. Который положил основу бесчисленным картинам про демонов, призванных неосторожными гражданами в наш подлунный мир.

   
   
Кадр из фильма «Зловещие мертвецы» 1981 года

«Зловещие мертвецы», сделанные при крошечном бюджете молодым режиссером и полупрофессиональными актерами, побили все мыслимые рекорды популярности, и вылились в трилогию, последний фильм которой, «Армия тьмы» вышел 1992 году.

Продюсерами ремейка, вышедшего на экраны в апреле 2013 года, стали сам Сэм Рейми и Брюс Кэмпбелл, сыгравший главную роль — глуповатого борца с сатанинскими силами Эша — во всех трех фильмах. Снимать картину пригласили молодого уругвайского режиссера Федерико Альвареса, обратившего на себя внимание короткометражками в жанре хоррор.

Собственно, все поклонники предыдущих фильмов шли на «Черную книгу» с легкой ноткой ностальгии по старым добрым временам, когда режиссеры пугали зрителей фактически без спецэффектов, а отсутствие денежных средств заставляло их проявлять чудеса изобретательности и ставить эксперименты над человеческой психикой.

И, разумеется, ремейк тут же стали сравнивать с оригиналом, упрекая создателей в том, что они сделали ставку на спецэффекты.

Сюжет «Черной книги» столь же прост и примитивен, как и у оригинала. Поехала компания молодых людей в лес, нашли там избушку, полезли в подвал, а там — черная книга на цепях висит. Умные люди бы убрались по-добру, по-здорову, но про таких ужасы не снимают. Один из героев книгу открыл, и какие-то непонятные слова оттуда прочитал. Что было дальше — знают все. Явилось из иных миров неведомое Зло, вселилось в девичью плоть и всех уничтожило разными отвратными способами.

   
   

Вот как раз способы уничтожения не в меру любопытных молодых людей и стали главным отличием «Черной книги» от первых «Зловещих мертвецов».

Кадр из фильма «Зловещие мертвецы. Черная книга»

Видимо, Сэм Рейми решил наверстать упущенное и оттянуться на новых возможностях, которые подарил кинематографу прогресс. Про Альвареса и говорить нечего — перескочив с миниатюр на полноценный формат да еще с миллионным бюджетом, он просто не мог не использовать все чудеса компьютерной техники. Общий стиль эпохи тоже обязывает — редко кто сейчас в коммерческом кино делает ставку не на компьютер.

В результате старый сюжет, который годился для первого фильма, буквально задушили спецэффектами, позволившими максимально натурализовать жесткие сцены. Героиня отпиливает электропилой одержимую демоном руку, и фонтаны крови бьют в потолок, бесноватая девица лижет острие ножа и демонстрирует раздвоенный мертвый язык, героине, в которую вселился демон, разносят череп осколком унитаза, конечности и внутренности разлетаются во все стороны, а с неба льет кровавый дождь — словом, ужасайся — не хочу.

Фактически, все сводится к эффекту — «фу, какая гадость», а не «ай, как страшно». Простой, примитивный, но действенный результат, и ни с какой психологией мудрить не надо. «Пила» оказала на современный хоррор не меньшее влияние, чем в свое время «Зловещие мертвецы».

Единственное, кому это все пошло на пользу, так это самой Черной книге — которая вполне может считаться отдельным персонажем (тем более, что всякие сатанинские фолианты и считаются «живыми» существами, с собственной злой волей). Стоит вспомнить только, как эта книга сопротивлялась уничтожению в старых лентах. В римейке она получилась чрезвычайно эффектной — с оживающими картинками, огненными буквами и зловещим переплетом. Пожалуй, слово «зловещий» во всей картине и можно применить только к книге, так как сами мертвецы вышли не столько зловещими, сколько гнусными и агрессивными.

Если не сравнивать «Черную книгу» с оригиналом, а рассматривать ее в контексте современного коммерческого кино, то это вполне удачный, качественно и профессионально снятый фильм, который понравится молодой аудитории, особенно той ее части, которая не знакома с первоисточником.

Если же сравнивать с первоисточником, то можно сказать, неведомое Зло, которое является главным отрицательным персонажем, из «Зловещих мертвецов» ушло, оставив поклонникам только заново переплетенную Черную книгу и занимающихся членовредительством студентов.

Смотрите также: