40 лет с «Чародеями». Как рождалась новогодняя легенда

«Чародеи», 1982 г. © / Кадр из фильма

Новый, 1983 год Советский Союз встречал в состоянии неопределенности. Стабильность, связанная с именем Леонида Брежнева, осталась позади, а сторонник жесткой линии Юрий Андропов только намечал план действий.

   
   

Внимание, премьера!

Впрочем, 31 декабря 1982 года обычный порядок вещей в плане подготовки к новогодним торжествам нарушен не был. Как раз к моменту, когда граждане возвратились с работы (последний день года в СССР был трудовым) и приступили к резке салатов, Центральное телевидение приурочило премьеру — двухсерийный фильм «Чародеи». Удивительно, но критикам премьера не слишком приглянулась. В январском номере одной из самых известных и популярных советских газет «Труд» появилась заметка, в которой говорилось, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила». Автор материала не угадал — вот уже 40 лет «Чародеи» в списке самых популярных новогодних отечественных картин. Хотя история у фильма, действительно, не самая простая.

Не самый простой «Понедельник»

В 1965 году, на пике популярности советской фантастики, братья Стругацкие написали юмористическую повесть «Понедельник начинается в субботу», которая моментально стала бестселлером. В том же году на Ленинградском ТВ был поставлен телеспектакль, который фанаты братьев Стругацких встретили в штыки. Надо сказать, что с экранизацией советских фантастических произведений исторически были проблемы — с одной стороны, слабая техническая база для съемок, с другой — завышенные ожидания публики, желавшей экранизации едва не «слово в слово». 15 лет спустя Стругацкие написали киносценарий на базе второй части повести, которая называется «Суета сует». Этот сценарий был опубликован в журнале «Уральский рабочий». Но если вы думаете, что он лег в основу фильма «Чародеи», то напрасно. Руководители советского ТВ, озабоченные вопросом подготовки новой картины к новогодним торжествам, поручили задачу режиссеру Константину Бромбергу, который прогремел на весь Союз своими «Приключениями Электроника».

«Сначала он мне, признаться, не понравился совсем»

«Приключения Электроника» держались не только на крепком сюжете, но и на музыкальной составляющей, поэтому и к новой задаче он решил подойти так же. Только новогодняя сказка на основе повести Стругацких, по его задумке, должна была стать еще более музыкальной. «Мы вместе со Стругацкими работали над сценарием фильма. Стругацкие в те годы были запрещены не для читателей, а для кинематографистов, и ставить их запрещали. Я пошел на хитрость — заявил, что собираюсь снимать фильм по мотивам произведения Стругацких», — рассказывал режиссер.

Но вот незадача — Борис Стругацкий вспоминает совсем иное: «С Константином Бромбергом мне работать не пришлось совсем, я с ним лишь едва знаком... Фильм “Чародеи” задумывался режиссером как мюзикл... Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения». Бромберг поменял почти все — сюжет повести, большую часть имен главных героев и даже название магического учреждения, переименованного из НИИЧАВО в НУИНУ. И всего этого поклонники Стругацких Бромбергу простить не могли, считая «Чародеев» «ненастоящими». К счастью, большинство зрителей восприняли ленту по-иному, что и привело к настоящему успеху.

«Ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку вряд ли»

Интересный момент — фильм начали снимать без… главного героя. Бромберг остановился на кандидатуре Александра Абдулова, но руководство никак не принимало решения об одобрении. Сроки поджимали, и съемочная группа вела работу без крупных планов главного героя, которого изображал знаменитый «Усатый нянь» Сергей Проханов. Есть и другая версия: Проханов начал сниматься «по-настоящему», но Бромберг, будучи недовольным тем, что получается, решил сменить актера на Абдулова. Но и здесь было непросто — Александра утвердили, но в тот момент он снимался сразу в пяти лентах! Так что сцены с его участием снимались чуть ли не на бегу. Главная героиня, Аленушка, по сюжету должна превращаться из милашки в законченную ведьму.

По этой причине режиссер забраковал массу звездных артисток, которые не могли обеспечить соответствующий контраст. Когда на пробах появилась Александра Яковлева, Бромберг хмыкнул: «Ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку вряд ли». И действительно, хлебнуть горюшка пришлось. У Яковлевой совершенно не сложились отношения с Сатанеевым — Валентином Гафтом. Актриса настолько дерзко себя вела, что закаленный в профессии Гафт был недалек от рукоприкладства. В результате их старались снимать отдельно.

«Ну, кто так строит?»

Тандем «Ковров и Брыль» сложился случайно. Эммануила Виторгана утвердили на роль, но не могли найти партнера. Однажды кто-то из съемочной группы заметил, как в коридорах студии Виторган общается с коллегой, Михаилом Светиным. Невысокому Светину приходилось во время разговора задирать голову чуть ли не вертикально. Это выглядело настолько комично, что Светина утвердили сразу.

   
   

Семен Фарада в «роли гостя с Юга» должен был появиться только в паре сцен, но сам добился от режиссера, чтобы его персонаж прошел через весь фильм. За это и поплатился — блуждания Фарады снимали по ночам в бесконечных коридорах телецентра «Останкино», где когда-то по-настоящему заблудился Константин Бромберг. Фарада настолько устал от однообразия, что у него буквально вырвалось: «Ну, кто так строит? Кто так строит?» Искать здание НУИНУ бесполезно — его «слепили» из нескольких частей. Это гостиница «Союз» рядом с метро «Речной вокзал», ДК ЗИЛ, а также гостинично-туристский комплекс «Суздаль».

Кто расстроил Вицина?

По-настоящему обиженным на создателей фильма остался Георгий Вицин. Дело в том, что ученый кот изначально был полноценным героем «Чародеев», участником множества событий. Но из итогового варианта убрали все, кроме двух реплик «кота» Вицина — «Хам!» и «Ура!». Раздосадованный актер едва не плакал от обиды. Говорят, что пострадала эта линия сюжета из-за того, что в ней увидели схожесть с Бегемотом из «Мастера и Маргариты». А в начале 1980-х в СССР подобное не приветствовалось. На самом деле, конечно, незамысловатый сюжет вряд ли бы стал любим в народе, но, как мы уже говорили, главная ставка делалась на музыку.

Музыкальная «команда мечты»

Композитором стал Евгений Крылатов, уже работавший с Бромбергом на сверхуспешных «Приключениях Электроника», а стихи написал Леонид Дербенев. Получилось более десятка хитов, в том числе теперь уже вечные «Снежинка» и «Три белых коня». Музыкальные партии за себя в фильме смогли исполнить Александр Абдулов и Михаил Светин, который, помимо песни «вагонного», вместе с Эммануилом Виторганом спел и незабываемый шлягер про костюмчик. 

Главные хиты — «Три белых коня» и «Снежинку» — исполнили соответственно Лариса Долина и Ольга Рождественская. Кроме того, песни исполняли Жанна Рождественская, Леонид Серебренников и ВИА «Добры молодцы». Музыка сработала на все 100 — картина прошла проверку временем, и сейчас она уже неотъемлемая часть новогоднего праздника.

Продолжение не состоялось

 

Не все знают, но в начале XXI века Александр Абдулов, исполнитель главной роли, вышел на Бромберга, к тому времени проживавшего в США, с предложением снять продолжение. История должна была происходить в новые времена — криминальные «бизнесмены» пытаются «отжать» у НУИНУ волшебную палочку, что заставляет магов спрятать институт в параллельных мирах. Идея понравилась не только Бромбергу, но и Борису Стругацкому, который был готов поработать над сценарием.

Но в январе 2008 года умер Александр Абдулов, а у Бромберга и Стругацкого не было возможностей для поиска тех, кто профинансировал бы проект.

В 2012 году умер писатель, в 2020-м — режиссер. «Чародеи» остались единственными и уникальными.