Знак качества: российские фильмы, покорившие мир

«Левиафан». 2014 год. © / Кадр из фильма

Андрей Звягинцев снова заставил весь мир говорить о российском кино. Его новый фильм «Левиафан» уже получил несколько наград европейских кинофестивалей: Гран-при в Лондоне и Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Паличе, а теперь претендует на «Золотой глобус» и «Оскар». В российский прокат фильм выйдет 5 февраля, а пока АиФ.ru рассказывает о других отечественных фильмах, отмеченных премиями и призами.

   
   

«Утомлённые солнцем», 1994 год

Самая успешная картина Никиты Михалкова была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также Большого приза жюри и приза экуменического жюри Каннского кинофестиваля. Фильм также претендовал на награду Британской академии (BAFTA), но проиграл «Почтальону» Майкла Рэдфорда. В 2012 году продолжение истории комдива Котова «Утомлённые солнцем-2. Цитадель», несмотря на скандал, отправили участвовать в оскаровской гонке, но в результате фильм даже не вошёл в шорт-лист премии.

Кадр из фильма «Утомлённые солнцем». 1994 год

«Старик и море», 1999 год

Анимационный фильм совместного производства России, Канады и Японии был номинирован на «Оскар» и BAFTA в категории «Лучшая анимационная короткометражка» и в итоге забрал золотую статуэтку Американской киноакадемии. Но это ещё не всё: фильм режиссёра Александра Петрова получил приз публики на кинофестивале в Анси и первую награду фестиваля в Загребе. Таким образом, Александр Петров стал первым отечественным мультипликатором, получившим «Оскар» в этой номинации.

Кадр из фильма «Старик и море». 1999 год

«Молох», 1999 год

Александр Сокуров входит в число лучших режиссёров нашего времени. Каждый его фильм становится событием мирового масштаба. Первая часть тетралогии режиссёра, включающей фильмы «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст», рассказывает о взаимоотношениях Адольфа Гитлера и Евы Браун на родном для героев немецком языке. Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского фестиваля, где получил награду за лучший сценарий, и выдвигался от России на премию «Оскар».

Кадр из фильма «Молох». 1999 год

«Возвращение», 2003 год

Полнометражный дебют Андрея Звягинцева произвёл неизгладимое впечатление на европейскую публику. Лента была удостоена главной награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва», а также приза CinemAvvenire, премии Луиджи де Лаурентиса, премии SIGNIS Award и приза Sergio Trasatti Award. Кроме того, «Возвращение» было отмечено жюри ФИПРЕССИ на кинофестивале в Салониках и было выдвинуто на премии «Сезар» и «Золотой глобус». «Вишенкой на торте» стали призы фестиваля в испанском Хихоне: спецприз жюри, премия за сценарий и актёрский ансамбль.

Кадр из фильма «Возвращение». 2003 год

«Изгнание», 2007 год

Следующая работа Андрея Звягинцева также была тепло принята в Европе. Исполнитель главной роли Константин Лавроненко был признан лучшим актёром на Каннском кинофестивале. А операторскую работу Михаила Кричмана оценили в Европейской киноакадемии, правда, Кричман тогда удостоился только номинации, а награда тогда досталась специалисту, работавшему над фильмом «Парфюмер».

Кадр из фильма «Изгнание». 2007 год

«Русалка», 2007 год

Картина Анны Меликян была представлена от России в лонг-листе «Оскара» (категория «Лучший иностранный фильм»). Мировая премьера фильма состоялась на американском фестивале независимого кино «Санденс», где Анна Меликян получила приз за режиссуру, а затем «засветилась» на Берлинале, где ей досталась награда критиков ФИПРЕССИ. Кроме того, фильм был удостоен главной награды болгарского фестиваля «София-Фильм-Фест» и приза «Независимая камера» в Карловых Варах.

   
   
Кадр из фильма «Русалка». 2007 год

«Бумажный солдат», 2008 год

Драма Алексея Германа-младшего получила «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и премию «Озелла» за лучшую операторскую работу на кинофестивале в Венеции, а Европейская киноакадемия включила операторов фильма в число своих номинантов.

Кадр из фильма «Бумажный солдат». 2008 год

«Овсянки», 2010 год

Заслуженная награда нашла оператора Михаила Кричмана с другой работой — фильмом «Овсянки». На кинофестивале в Венеции лента была отмечена сразу в трёх категориях, получив приз за лучшую работу оператора, приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри. А главную награду тогда взяла картина Софии Копполы «Где-то».

Кадр из фильма «Овсянки». 2010 год

«Как я провёл этим летом», 2010 год

Фильм Александра Попогребского стал фаворитом в Берлине, получив сразу три приза: актёры Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис разделили приз за лучшую мужскую роль, ещё одна награда досталась оператору Павлу Костомарову. Лента также заслужила главный приз Лондонского и Чикагского кинофестивалей.

Кадр из фильма «Как я провёл этим летом». 2010 год

«Елена», 2011 год

Очередная картина Звягинцева — и снова триумф. Фестивальная судьба «Елены» началась со спецприза жюри каннского «Особого взгляда», затем фильм получил Гран-при фестиваля в Дурбане (ЮАР), участвовал в программе Торонто и Лондонского кинофестиваля, попал в число соискателей европейского «Оскара» (European Film Awards), а также одержала ещё одну победу на международном кинофестивале в бельгийском Генте.

Кадр из фильма «Елена». 2011 год

«Фауст», 2011 год

Фильм Александра Сокурова привёз в Россию главную награду Венецианского кинофестиваля. Для всего киносообщества это событие стало настоящим праздником, а для режиссёра — возможностью устроить успешный прокат в родной стране. Правда, планы Сокурова не увенчались успехом: главный фильм года возглавил список убыточных российских фильмов в 2012 году.

Кадр из фильма «Фауст». 2011 год

«В тумане», 2012 год

Военная драма Сергея Лозницы, снятая по одноимённой военной повести Василя Быкова, участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля и в итоге получила спецприз ФИПРЕССИ.

Кадр из фильма «В тумане». 2012 год

«Класс коррекции», 2014 год

Дебютный фильм Ивана Твердовского, конечно, не претендует на «Оскар», зато является показательным примером того, как может и должно выглядеть российское кино. Фильм был отмечен на международном кинофестивале в Карловых Варах, где получил главный приз конкурса «К востоку от запада», и Гран-при Международного кинофестиваля воcточно-европейского кино в Котбусе (Германия).

Кадр из фильма «Класс коррекции». 2014 год

Смотрите также: