«Волк с Уолл-стрит» (2013), реж. Мартин Скорсезе
Поучительная биографическая чёрная комедия Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо в прошлом году претендовала на «Оскар» и по праву была признана чуть ли не самым смелым и хулиганским фильмом режиссёра со времён «Казино». В основе сценария — автобиография Джордана Белфорта, заработавшего миллионы на торговле, по сути, воздухом: начиная с работы простым служащим одной из крупных брокерских контор на Уолл-стрит, он, обладая хорошо подвешенным языком, бизнес-чутьём и непомерными амбициями, сколотил состояние на продаже грошовых акций за баснословные деньги. В фильме нет ни одного положительного героя, но Скорсезе ни в коем случае не оправдывает персонажей — все в финале получают по заслугам, ведь именно они повинны в нынешнем плачевном состоянии американской экономики. Впрочем, посмотреть на то, как один человек, поднимая трубку телефона, за считанные секунды приносит компании тысячи долларов, по крайней мере занимательно, не говоря уж о вдохновляющих речах героя Ди Каприо и довольно подробной, смешной и пугающей демонстрации тёмной стороны большого бизнеса. Сам Джордан Белфорт, отсидев положенный срок в тюрьме, сейчас читает лекции и проводит семинары, на которых учит людей продавать — стоит надеяться, честным путём.
«Уолл-стрит» (1987), реж. Оливер Стоун
Самый известный фильм о беспринципных биржевых работниках с Майклом Дугласом в роли акулы рынка Гордона Гекко и Чарли Шином, чей герой — начищающий амбициозный брокер Бад Фокс — мечтает достичь тех же вершин. Узнав важную информацию о судьбе крупной компании, Фокс предлагает Гекко купить её акции — так начинается история их сотрудничества и одновременно история взлёта Бада. Но чем выше поднимаешься, тем больнее падать. В какой-то момент у наивного Бада открываются глаза, он понимает, кем всю жизнь восхищался, и теперь жаждет засадить Гекко за решётку — в итоге в тюрьме оказываются все, а Уолл-Стрит продолжает жить своей жизнью. В 2010 году Оливер Стоун снял продолжение фильма «Уолл-стрит: Деньги не спят», в котором постаревший Гордон Гекко в исполнении постаревшего Майкла Дугласа выходит из тюрьмы и берётся за старое — только вот мир слишком сильно изменился за прошедшие годы.
«Бойлерная» (2000), реж. Бен Янгер
Вдохновлённый, как и «Волк с Уолл-стрит», биографией брокера-мошенника Джордана Белфорта, фильм рассказывает о 19-летнем владельце подпольного казино Сете Дэвисе (Джовани Рибизи). Он неплохо зарабатывает, но недостаточно, чтобы заслужить уважение отца, а потому принимает предложение приятеля, зашедшего однажды в казино Сета. Тот приглашает героя присоединиться к команде брокеров одной небольшой конторы и обещает, что заработать на этом деле можно миллионы. Один из основателей фирмы, Джим Янг (Бен Аффлек), учит сотрудников правилам успешной торговли — брокеры используют технику «холодного прозванивания», то есть по телефону привлекают потенциальных инвесторов, которые, как, впрочем, и новичок Сет, до поры до времени не подозревают о том, что инвестировать фирма предлагает в несуществующие проекты или накручивает цену для изначально дешёвых акций, создавая искусственный спрос и зарабатывая большие комиссионные. Деятельность компании вызывает интерес у ФБР, и проверки приводят к печальным последствиям, однако сам фильм — настоящее пособие по тому, как преуспеть в торговле, изобилующее полезными и мотивирующими бизнес-цитатами.
«Американцы» (другие варианты названия — «Дельцы», «Гленгарри Глен Росс», 1992), реж. Джеймс Фоули
Берите наводки на клиентов и продавайте, а не можете продавать — вы дерьмо. Ты не знаешь, как меня зовут? Ты приехал сюда на „хендае“, а я на BMW за $80 000 — вот как меня зовут, а тебя зовут беспомощность. Не можешь заключать сделки — иди домой жаловаться своей жёнушке, потому что в этой жизни важно одно — подпись клиента на пунктирной линии контракта
«Смотрел фильм «Американец»? Помнишь девиз героя? «Всегда закрывай сделку». Это твоя цель, понял?» — говорит герой «Бойлерной». «Американец» и правда во многом предвосхитил картину Бена Янгера и является не менее полным и полезным учебником по тому, как нужно вести продажи, чтобы заработать, и одновременно, как не нужно строить бизнес, чтобы не оказать за решёткой. Главные герои — агенты по продаже недвижимости из Чикаго. Центральный офис присылает консультанта Блейка (Алек Болдуин), который должен помочь сотрудникам, среди которых есть и подрастерявший хватку Шелли Левин (Джек Леммон), и молодой шустрый Рикки Рома (Аль Пачино), улучшить производительность. Блейк с агентами не церемонится, заявляет им с порога, что продавать они не умеют, и ставит условие: лучший получит «Каддилак», худший будет уволен. Соперничество коллег, построенное на виртуозном обмане клиентов, друг друга и начальства, превращается в нечестную гонку за призом и базой контактов и заканчивается там же, где и всегда — в полицейском участке.
«Продавец» (2009), реж. Нил Бреннан
Спродюсированная Уиллом Ферреллом комедия рассказывает о загибающейся в нынешних экономических условиях компании по продаже подержанных автомобилей, для спасения которой владельцы прибегают к помощи команды профессиональных торговцев. Дон (Джереми Пивен) и его ребята выстраивают новую маркетинговую концепцию, играя на патриотических чувствах соотечественников, и назначают грандиозную распродажу в честь Дня независимости США. Честностью и истинным патриотизмом с их стороны и не пахнет, но главное — заработать на очередной поход в стрип-клуб. Много чёрного и «туалетного» юмора и настоящий портрет героев нашего времени — обаятельных дельцов, профессионалов своего дела, которые могут продать и снег зимой. Один из немногих фильмов про торговцев-мошенников с хеппи-эндом.
Смотрите также:
- Создатели «Титаника 3D»: «Сначала мы занимались военными проектами для США» →
- Нечисть в эффектном переплете: «Зловещие мертвецы. Черная книга» →
- Нужны ли продолжения советских фильмов? ЗА и ПРОТИВ →