Рэмбо, которого испортили деньги. Трагический герой стал серийным убийцей

© / «Рэмбо: Первая кровь» / Кадр из фильма

Роман доктора философии

В 1980-х годах советская пропаганда, рассказывая о жестокости и насилии, царящем в американском кино, неизменно приводила в пример фильм «Рэмбо». Чуть позже, после выхода второй и третьей частей картины, эпопея о Рэмбо была провозглашена ярким примером антисоветской пропаганды. Учитывая, что в третьей части картины спецназовец Джон Рэмбо уничтожал советских солдат в Афганистане, помогая моджахедам, эти утверждения нельзя не признать справедливыми.

   
   

Несмотря на это, Джон Рэмбо и сыгравший его Сильвестр Сталлоне полюбились отечественному зрителю, не избалованному супергероями.

А ведь изначально американский спецназовец, крошащий врагов направо и налево, задумывался как трагический персонаж, чья история завершалась смертью, и никаких советских солдат не было и в помине.

В 1972 году доктор философии Дэвид Моррелл, преподававший американскую литературу в университете Айовы, решил попробовать собственные силы в литературе, выпустив роман «Первая кровь» — историю противостояния ветерана, сломленного войной во Вьетнаме и ставшего бродягой, и местного шерифа, пытающегося очистить город от «сомнительных элементов».

Фотофакт «АиФ»

Надо сказать, что у автора этой книги была непростая судьба — отец Дэвида погиб на войне, оставшаяся без средств к существованию мать отдала его в приют, после чего мальчик сменил ещё несколько приемных семей.

Возможно, поэтому тема войны, ломающей судьбы людей, так остро была показана в первой книге Моррелла.

Для американского общества тема Вьетнамской войны и солдат, вернувшихся с неё, была чрезвычайно актуальной, поэтому роман стал бестселлером, дав старт блестящей карьере писателя.

   
   

Сталлоне хотел выкупить и уничтожить фильм

В 1981 году за экранизацию романа взялся канадский режиссёр Тед Котчефф, привлекший к работе над сценарием Майкла Козолла и Вильяма Сакхейма.

Надо сказать, что сценарий фильма «Рэмбо: Первая кровь» значительно расходится с книгой Моррелла. Пожалуй, главное отличие заключается в том, что в фильме жертвой Джона Рэмбо становится только помощник шерифа Арт Галт, да и тот гибнет не от пули или ножа, а выпадая из вертолёта. В книге Моррелла жертвами ветерана Вьетнама становятся более десятка человек.

Фотофакт «АиФ»

Кроме того, у писателя шериф Тизл не является ярко отрицательным персонажем. Ветеран войны в Корее, Тизл в версии автора во многом схож с самим Рэмбо, отчего их противостояние становится ещё более драматичным.

Главную роль в картине предлагали звёздам первой величины — Джону Траволте, Дастину Хоффману, Аль Пачино и даже Клинту Иствуду, но все они под теми или иными предлогами отказались. В итоге сыграть Рэмбо согласился Сильвестр Сталлоне, в то время находившийся на гребне популярности после выхода двух частей фильма «Рокки».

Сталлоне, разумеется, не подозревал, что роль, которую он изначально счёл проходной, станет для него знаковой. За своё участие в картине он запросил гонорар в три с половиной миллиона долларов, но режиссёру и продюсерам удалось уломать Слая на два миллиона с выплатой ещё полутора миллионов после проката картины.

Процесс создания картины вообще не был образцовым — бюджет значительно превысили, съёмки затянули. Ко всему прочему, Сталлоне, увидев первый вариант картины, пришёл в ужас и всерьёз предлагал создателям выкупить весь материал, чтобы его никто никогда не увидел. Котчефф, однако, на это не пошёл. В итоге договорились, что хронометраж картины будет серьёзно сокращён, а присутствие главного героя на экране сведено к минимуму.

Деньги решают всё

Когда готовый фильм добрался до первого просмотра с фокус-группой, режиссёра ждал ещё один сюрприз: американский зритель оказался не готов принять смерть Джона Рэмбо в концовке. Изначально в фильме, как и в книге Моррелла, Рэмбо погибал от руки полковника Траутмана. Однако негативная реакция зрителей заставила режиссёра переделать концовку: теперь Траутман увозил Рэмбо с собой, что больше походило на хэппи-энд.

«Рэмбо: Первая кровь», вышедший на экраны в 1982 году, оказался сверхуспешной в финансовом плане картиной: при 15-миллионном бюджете он заработал в прокате более 125 миллионов долларов.

Пожалуй, именно этот долларовый дождь и погубил Джона Рэмбо как трагического персонажа, чью жизнь сломала война. Вместо него появился другой Рэмбо — «крутой» спецназовец, супергерой, которого Рональд Рейган назвал символом американской армии.

На деньги падок оказался и писатель Дэвид Моррелл, на волне успеха фильма «ожививший» Рэмбо и написавший о нём ещё две книги — «Первая кровь. Часть 2» и «Рэмбо 3». Справедливости ради нужно сказать, что Моррелл лишь «подбирал остатки» — он облёк в более художественную форму сценарии второго и третьего фильмов про Рэмбо.

Если слоганом первой картины была фраза «Война одного человека», то за второй и третьей следовало бы закрепить выражение «Ничего личного, только бизнес».

Сценаристами второй части, получившей название «Рэмбо. Первая Кровь 2», стали сам Сталлоне и небезызвестный Джеймс Кэмерон, а режиссёром картины Джордж Пан Косматос.

Бюджет вырос в три раза — до 44 миллионов долларов, вышедшая в 1985 году картина собрала 300 миллионов долларов.

Но кем ты стал, старина Джон? Из несчастного бродяги, которого практически вынуждают защищаться, Рэмбо превратился в настоящего маньяка, лично убившего во второй части, действие которой проходит во Вьетнаме, 57 человек.

Если американский зритель под попкорн с удовольствием употребил данный продукт, то американских критиков от него буквально стошнило. Фильм получил премию «Золотая малина» — как худший фильм года, а Сталлоне и Кэмерон получили по «малине» как худший актёр и худший автор сценария соответственно.

Фотофакт «АиФ»

Кто такой Рэмбо?

Деньги, однако, не пахнут, и в 1988 году на экранах появился «Рэмбо III», в котором главный герой отправился расправляться с советскими оккупантами в Афганистане. Эта картина, снятая Питером МакДональдом, в СССР была официально запрещена, хотя все желающие ещё тогда посмотрели её на видео.

Запрещать фильм, по совести говоря, надо было не за антисоветскую пропаганду, а из уважения к Джону Рэмбо. От персонажа из первой части не осталось вообще ничего — перед зрителем предстал картонный супергерой, которому не хотелось ни сочувствовать, ни сопереживать. «Рэмбо III» включили в Книгу рекордов Гиннесса как фильм с максимальным количеством насилия: в картине содержится 221 сцена насилия и суммарно погибает более 100 человек.

На «Рэмбо III» потратили более 63 миллионов долларов, однако прокат в США принёс только 57 миллионов, что даже не окупило затраты на производство. И хотя мировой прокат значительно поправил дело, собрав 189 миллионов долларов, продюсеры решили, что пора заканчивать с Рэмбо. Тем паче, что Сильвестр Сталлоне получил очередную «Золотую малину» за худшую роль, а из разных стран мира пошли сообщения об убийцах, которых на их кровавые деяния подтолкнул Джон Рэмбо.

Сам Сталлоне к своему герою всегда относился иронически, не упуская случая его подколоть. Так, в боевике «Тэнго и Кэш» герой Сталлоне в ответ на вопрос: «Эй, парень, ты думаешь, что ты Рэмбо?» лаконично отвечает: «Рэмбо — это сосунок!»

Фотофакт «АиФ»

Время умирать

Возвращение Рэмбо состоялось в 2008 году, и на сей раз и автором сценария, и режиссёром стал сам Сталлоне. Как заявлял Слай, он хотел вернуть эпопее дух самого первого фильма. Действительно, по сравнению с третьей картиной, Джон Рэмбо стал выглядеть несколько человечнее. Однако внутренние переживания нисколько не изменили его привычки — в «Рэмбо IV» людей убивают направо и налево. За 91 минуту экранного времени было «убито» 238 человек, что является абсолютным рекордом эпопеи.

Лидером кассовых сборов «Рэмбо IV» не стал — на 55 миллионов долларов бюджета в мировом прокате удалось собрать 113 миллионов, то есть даже меньше, чем принесла самая первая картина.

Тем не менее, просто так бросить героя, идущего с ним по жизни больше трёх десятилетий, Сильвестр Сталлоне не может. Слай намерен снять пятую часть похождений Рэмбо, где ветерана Вьетнама наконец постигнет то, чему не дали свершиться американские зрители в 1982 году, — героическая гибель.

Смотрите также: