В поддержку российского военного кино. Стартовал второй сезон «Кинопризыва»

Члены экспертного совета проекта «Кинопризыв». © / РИА Новости

Казалось бы, чего проще — снять фильм про войну? Одел массовку в ватники — получил битву под Москвой, напялил кивера — здравствуй, Бородино! Танки, кони, взрывы, искусственная кровь и вышибленные мозги — по вкусу.    
   

Как ни странно, снять приличный детектив, экшн или саспенс куда проще. В этом нетрудно убедиться, если припомнить, сколько отечественных военных фильмов последних 20 лет засели в памяти зрителя. «Адмиралъ», «В августе сорок четвёртого», «Звезда», «Девятая рота», «Мы из будущего», «Сталинград» — всё!

Киношные ясли

Кто виноват — бог весть, что делать — и подавно. Но уже второй год тихо и незаметно, как рация в тылу врага, в России работает очень нужная инициатива — творческий проект «Кинопризыв».

1 апреля 2014 г. стартовал его второй сезон. «Кинопризыв» при поддержке Министерства обороны помогает молодым сценаристам и режиссёрам, неравнодушным к нашей военной истории и современности, пробиться к зрителю. В прошлом году жюри рассмотрело несколько сотен работ. Ничего не слышали о победителях? Что ж, вы ещё наверняка узнаете про документальный фильм «Ты у меня одна заветная» о советском асе Покрышкине. Про художественную ленту «День Победы». Своего часа ждёт и «Рокот космодрома», про Байконур, сценарий которого признан лучшим.

Уникальные сценарии обещал запустить в производство известный телеведущий Алексей Пиманов, назначенный недавно главой творческого объединения «Красная звезда». «Я обожаю фильм "Офицеры", — говорит он. — Очень надеюсь, что этот конкурс рано или поздно поможет создать хотя бы один фильм такого класса, который будет смотреться и через 20, и через 30, и через 40 лет».

Широкий прокат

«Даже для показа художественного кино о войне у нас, как ни странно, не хватает площадок, всё занято американскими фильмами, — сетует режиссёр Егор Кончаловский, председатель экспертного совета «Кинопризыва». — Хорошо, что есть «Кинопризыв». Он вряд ли позволит нашим военным фильмам сразу выйти в широкий прокат, но более удачную судьбу он точно сможет им обеспечить».

Из фильмов, чья прокатная судьба сложилась неудачно, можно назвать «Жажду» — ленту, снятую по материалам реальных событий в Чечне. Несмотря на призы различных фестивалей, фильм был снят с проката.

   
   

«Когда мы снимали кино, — вспоминает Роман Курцын, исполнитель одной из главных ролей, — мы поняли, что это в мирной жизни люди носят каждый свою маску. Но когда попадаешь в экстремальную ситуацию, как на войне, то сразу всё понятно: вот враг, вот друг, за которого не жалко и жизнь отдать. Поэтому военные фильмы будут востребованы всегда».

Вперёд, на танки!

На самом деле сейчас всё только начинается. Результаты этого «Кинопризыва» будут известны только к концу года. Выбор победителей осуществляется путём открытого интернет-голосования на официальном сайте конкурса. Призовой фонд — 1,6 млн рублей, но получить их будет нелегко.

«Современным военным фильмам не хватает точности при показе взаимоотношений людей на войне, — считает Александр Сладков, ведущий «Военной программы» на канале «Россия-1». — Внешне всё вроде бы похоже: бронетехника, автоматы, бронежилеты, но это не главное. То, о чём я говорю, было в старых советских фильмах: «На войне как на войне», «Торпедоносцы», «В бой идут одни "старики". Неудивительно: многие из тех, кто их снимал, сами воевали. Перед тем как принять участие в "Кинопризыве", я бы посоветовал режиссёрам, сценаристам, актёрам съездить на недельку в командировку в реальные части Российской армии. Думаю, Министерство обороны, которое поддерживает "Кинопризыв", могло бы пойти навстречу. Если надо, я об этом лично похлопочу».