Киану Ривз и еще 46 ронинов. Голливудская версия японской легенды

«47 ронинов». Киану Ривз в роли Кая. © / Кадр из фильма

Что будет, если взять древнюю японскую легенду и положить ее в основу зрелищного голливудского блокбастера? Режиссер Карл Ринш рискнул — так появился фэнтезийный драматический боевик «47 ронинов». Причем, у Ринша сюжет еще больше «оброс» японским фольклором: например, главный герой оказался сиротой-полукровкой, которого воспитали демоны Тэнгу (искусные воины, владеющие магией).    
   

47 ронинов в жизни и на экране

По преданию, один корыстный чиновник оскорбил князя Асано и спровоцировал на нападение. В результате не сдержавшегося князя приговорили к сэппуку (харакири), а его вассалов-самураев выгнали из города. Те затаились, выждали какое-то время, чтобы история улеглась, а потом жестоко отомстили обидчику. 47 ронинов знали, что за такую выходку их ожидает казнь, но все равно отстояли честь своего хозяина.

«Ронины знали, что их ожидает казнь, но все равно отстояли честь своего хозяина». Кадр из фильма. 

Так звучит легенда. Но создатели фильма немного пофантазировали и добавили любовную линию: теперь один из ронинов влюблен в дочь своего погибшего господина. А еще в истории появились таинственные чудовища, ведьма-оборотень, летающий дракон и те самые демоны Тэнгу.

Киану Ривз и компания

С исполнителем главной роли продюсеры определились задолго до начала съемок. Загадочного сироту, которого приютил князь Асано, сыграл Киану Ривз — по сути, он начал работать над своим образом еще за 2,5 года до старта съемочного периода. За это время Ривз успел неплохо подготовиться: научился обращаться с катаной (длинный японский меч) и изучил фольклор.

Киану Ривз при подготовке к съемкам отлично овладел катаной. Кадр из фильма.

Остальные роли достались японским актерам. Возлюбленную Кая сыграла известная в стране восходящего солнца певица Ко Шибасаки, а предводителя ронинов — оскароносный Хироюки Санада. Кстати, артист всегда хотел стать звездой боевиков, поэтому отлично владеет различными боевыми искусствами.

Феодальная Япония в Будапеште

Большинство сцен снималось в студии Будапешта и на натурных площадках неподалеку от Лондона. В Европе декораторы построили крепость главного злодея и провинции Ако (где правил князь Асано), соорудили таинственный лес, пещеру и даже морской порт. Из Италии на площадку привезли метровые деревья бонсай (некоторые из них были старше 100 лет) и три сотни бамбуковых побегов — каждый по 15 метров высотой.

Костюмами занималась Пенни Роуз — именно она «одевала» пиратов Карибского моря и принца Персии. С ее легкой руки Кай постоянно ходит в поношенной, потрепанной одежде (герой — сирота, поэтому ни о какой роскоши тут речи даже не шло), а вот обидчик его господина — настоящий модник. Да и главная героиня, Мика, носит роскошные шелка и меха. А вот ронинам достались пластиковые доспехи: аутентичные кожаные обошлись бы слишком дорого, да и весили бы такие слишком много.

   
   
Сюжет фильма оброс японским фольклором. Кадр из фильма.

Большая бочка меда и маленькая капля дегтя

Фильм Карла Ринша вышел очень красочным и захватывающим, но несколько ляпов в нем найти все же можно. Например, в декабре, когда все вокруг засыпано снегом и героиня ходит в теплой одежде, подбитой мехом, в ленте вовсю цветет сакура. Выглядит невероятно красиво, но по времени все же неувязочка. Кстати, каждое такое дерево — настоящий шедевр: на него вручную пришивалось по 15 000 искусственных цветков.

Еще один вопрос касается сэппуку («вспарывания» живота). В сцене, где князь Асано совершает самоубийство, ему помогает верный Оиси: как и положено, сначала князь вонзает кинжал себе в живот, а затем помощник отрубает ему голову (чтобы тот не мучился). Но в этом кровавом деле японцам полагалось действовать немного по-другому: удар рассчитывали таким образом, чтобы голова не падала с плеч, а оставалась держаться (просто вонзали меч не до конца). Считалось, что так благороднее и эстетичнее. Однако практически во всех фильмах про казнь головы летят, поэтому к Риншу тут особых претензий нет. А вот почему японки не семенят, как мы ожидаем, а ходят свободным, неспешным шагом в начале 1700-х — вопрос.

Два часа в кинозале за просмотром фильма пролетают незаметно, а после окончания сеанса хочется узнать, как это предание звучало на самом деле. Кадр из фильма.

Но глядя на прекрасные пейзажи (пусть они снимались и не в Японии), зрелищные сражения, эффектные превращения ведьмы и Киану Ривза, владеющего магией, «47 ронинам» прощаешь любой недостаток. Пусть в декабре там цветут вишни, зато целый отдел наблюдал за тем, чтобы все мелочи в ленте выглядели достоверными. Даже кимоно артисты заматывали исключительно слева направо (потому что справа налево полагалось заматывать кимоно на покойниках).

Вообще, для человека с западным типом мышления фильм о 47 ронинах окажется интереснее, чем легенда про них же. Два часа в кинозале пролетают незаметно, а после окончания сеанса сразу хочется узнать, как же это предание звучало на самом деле. Или почитать что-нибудь про самураев. Или даже съездить в Японию. Так что режиссеру за его работу — пятерка. С маленьким-маленьким минусом за несколько погрешностей.

Смотрите также: