«Шакал я паршивый». Главные преступники советского кино

Трус/Балбес/Бывалый, Юрий Деточкин, Копалыч и Лузга, Косой, Хмырь и Василий Алибабаевич, Егор Прокудин. © / Коллаж АиФ

В СССР снимали детские сказки и взрослые драмы, фильмы про войну и про мирное строительство, приключенческие истерны про Гражданскую и самые обычные мелодрамы. Были даже предтечи современных многосерийных процедуралов про полицейских, вернее, про милиционеров — цикл «Следствие ведут знатоки» выходил на ЦТ на протяжении 18 лет! Не было только, если верить перестроечным откровениям, секса (да и то речь шла о телевидении). А еще кинематографисты избегали делать главных героев преступниками.

   
   

Впрочем, любые каноны киноискусства для того и придуманы, чтобы создатели хороших фильмов их нарушали. Например, в детективе Иосифа Хейфица «Дело Румянцева» шофер Саша (в исполнении молодого Алексея Баталова) оказывается под следствием из-за действий мошенников-расхитителей социалистической собственности; впрочем, в финале картины злодеи были наказаны, а оправданный Саша снова вернулся за баранку своего грузовика. И этот фильм был не единственным такого рода — а в некоторых хитах центральные персонажи вообще оказывались в тюрьме за свои деяния.

Трус/Балбес/Бывалый — комедии Леонида Гайдая, 1961-1966

Режиссер Леонид Гайдай с трудом пробивал себе дорогу в комический жанр, и его первой удачей были две короткометражки про целую банду хулиганов. Правда, Гайдай вдохновлялся немыми комедиями 1920-х, в том числе и классикой американского кино в исполнении Чарли Чаплина и Бастера Китона, поэтому в его работах много пародии и эксцентрики, которые усиливаются музыкой и звуковыми эффектами. В его дебютных фильмах — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» — зрители в первую очередь следили за мастерски снятыми трюками и совершенно не задумывались, над кем они смеются.

При этом комическое трио в исполнении Георгия Вицина (Трус), Юрия Никулина (Балбес) и Евгения Моргунова (Бывалый) — настоящие хулиганы и дебоширы, да еще и рецидивисты. Они и рыбу глушили с помощью динамита (где они его, кстати, взяли?), и самогон гнали в нарушение государственной монополии — за это их все же арестовали и, наверное, судили. Впрочем, если рассматривать фильмы Гайдая, в которых действуют эти герои, как одну франшизу, то сроки им явно давали небольшие — в «Операции „Ы“» они снова планируют фиктивное ограбление склада, а в «Кавказской пленнице» помогают похищать невесту. В финале «Пленницы» они снова оказались на скамье подсудимых — вместе с дядей Джабраилом (Фрунзик Мкртчян) и товарищем Сааховым (Владимир Этуш), но какое наказание им присудил «самый гуманный суд в мире», осталось за кадром.

Юрий Деточкин — «Берегись автомобиля», 1966

Отношение к самому обаятельному советскому кинопреступнику из фильма Эльдара Рязанова было двояким. С одной стороны, он был кем-то вроде Робин Гуда — угонял машины у богатых, продавал их, а деньги переводил в детдома. С другой — машины он все-таки угонял, да и покупателями его «товара» были очевидные мошенники. Но все же симпатии зрителей были на стороне Деточкина (Иннокентий Смоктуновский), что и выразилось в словах поймавшего его следователя Подберезовикова (Олег Ефремов): «Он, конечно, виноват. Но он... не виноват!» Или даже в выкрике Семена Васильевича (Анатолий Папанов): «Свободу Юрию Деточкину!» Срок, который в итоге получил Деточкин, в фильме не назван, но вернулся он к своей Любе (Ольга Аросева) еще короткостриженным; скорее всего, ему дали год или около того.

Косой, Хмырь и Василий Алибабаевич — «Джентльмены удачи», 1971

Режиссер этой картины Александр Серый сам отсидел несколько лет после драки из-за ревности, так что тюремные сцены снимал с определенным знанием дела — хотя детали в итоге сильно утрировали ради большего комического эффекта. Напомним, что по сюжету картины заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов), который очень похож на закоренелого преступника Доцента, соглашается помочь родной милиции и выяснить у сообщников своего двойника местонахождение украденной им ценной археологической находки — и оказывается в компании трех очень примечательных людей.

В фильме ничего не сказано о том, какой срок получили Косой (Савелий Крамаров) и Хмырь (Георий Вицин). А вот про правонарушение, совершенное Василием Алибабаевичем (Раднэр Муратов), известно досконально — он работал на автозаправке, где «разбавлял бензин ослиной мочой», и получил за это один год тюремного заключения, а про злоключения после побега с тоской говорил «Шакал я паршивый».

   
   

Егор Прокудин — «Калина красная», 1973

Этот фильм актер и режиссер Василий Шукшин снял по собственной повести. Главный герой — вор-рецидивист Егор (сам Шукшин) выходит на свободу после очередной отсидки, не первой в его жизни, но, как он надеется, последней. Находясь за решеткой, Егор переписывался с Любой (супруга Шукшина, актриса Лидия Федосеева-Шукшина), а теперь надеется завязать с преступным прошлым и начать новую жизнь. Впрочем, в финале оказывается, что это желание не находит отклика у былых подельников — те убивают Егора, но и сами гибнут, когда их машину столкнули в воду.

Копалыч и Лузга — «Холодное лето пятьдесят третьего...», 1987

Фильм Александра Прошкина был снят уже в годы перестройки, когда до вала «тюремных» картин оставалось буквально год или полтора, но и его тема тоже была «модной» в то время — разоблачением сталинизма и ужасов ГУЛАГа активно занималась перестроечная пресса. Действие картины происходит в 1953 году, когда после смерти Сталина на свободе оказались тысячи уголовников. Главные герои — политические ссыльные Копалыч и Лузга; Копалыч — бывший главный инженер и «английский шпион» (Анатолий Папанов), Лузга — бывший капитан-разведчик, осужденный за измену после плена (Валерий Приёмыхов). Они обитают в глухом поселке, в который заходит целая банда получивших свободу преступников — и вступают с ними в неравную схватку. Фильм остался в истории как последняя роль, сыгранная Папановым, — он скончался в августе 1987-го; его героя озвучивал актер Игорь Ефимов.