Кевин Фейдж, продюсер фильма «Тор» и президент Marvel Studios, вспоминает: «Стен Ли рассказывал, как однажды, создав своих супер-героев, они с Джеком Кирби решили, что надо придумать бога – и свергнуть его. Стен решил обратиться к скандинавской мифологии – греческие и римские мифы знали многие, а вот скандинавская мифология была малоизвестна. Это лучшее, что когда-либо создавалось в комиксах Marvel, потому что герои очень человечны, несмотря на то, что могут управлять стихиями. Они переживают семейные проблемы, противостояние двух братьев, Тора и Локи. Это семейная драма, у них свои недостатки, как у многих из нас. Вот почему герои Marvel так близки читателям»
Именно Тор так завораживал маленького Кеннета Брану, растущего в Белфасте шестидесятых. «В Северной Ирландии часто шли дожди, и всё вокруг казалось серым, - вспоминает Брана. – Ярким цветом выделялись лишь комиксы Marvel на книжных полках. Особенно мне тогда нравился «Могучий Тор».
«Успех сочетания эстетики комиксов Marvel со скандинавской мифологией заключается в понимании того, что в корне всех эпосов лежит человеческий фактор», - говорит Брана, который с мифами знаком отнюдь не понаслышке. Ведь заслуженную славу ему принесли его работы в качестве актера, театрального и кинорежиссера пьес Шекспира, - «В этом есть какая-то детская радость – наблюдать, как короли и боги сталкиваются с проблемами простых смертных».
Фейдж объяснил, почему выбор Marvel пал именно на Брану: «Как неоднократно замечали умы гораздо более развитые, нежели мой, комиксы – это современная мифология. А Кен Брана умеет адаптировать литературу так, как никто другой. Он талантливый рассказчик, а нам нужен был человек, который сумеет рассказать историю. Много веков назад эти сказки рассказывались при свете костров – то же самое и сегодня, только костры сменились на свет проекторов».
«Тор практически неуязвим, - рассказывает сценарист Эшли Эдвард Миллер. – Он невероятно силен, может летать, и у него есть молот, который контролирует бури. Он никогда не слышал слово «нет», ему позволяли делать все, что он захочет. На том этапе, когда героев других комиксов кусает паук или бьет гамма-излучение, Тора лишают всех его способностей и отправляют в незнакомое место. Это принц в изгнании, ставший бедняком – теперь он один из нас».
В пустыне он встречается с астрофизиком Джейн Фостер, которую привлекли туда странные свечения в ночном небе. «Джейн полностью погружена в свое исследование, - рассказывает Натали Портман о своей героине. – Она выходит за рамки астрофизики, потому что верит в те вещи, которые многим ее коллегам покажутся безумными. Поначалу она воспринимает Тора как объект для исследований. Но вскоре она начинает испытывать к нему симпатию, и теперь главная ее задача – сохранять объективность».
«Джейн помогает Тору понять, что люди способны на многое, - говорит сценарист Зак Стенц. – Это одно из лучших качеств человеческой натуры – когда мы, уже припертые к стенке и потерявшие всякую надежду, иногда обнаруживаем в себе невероятные силы. Так меняется и Тор, это его испытание».
Крис Хемсворт с этим согласен: «Тор узнает, что такое смирение. Он был наглым молодым человеком, обладавшим могуществом. Когда он восстает против отца, его наказывают и низвергают на Землю, чтобы он усвоил свой урок, потеряв мощь и превратившись в простого смертного».
«Кен с самого начала говорил, что этот фильм – об отцах и детях, - продолжает Хемсворт. – Казалось бы, фильм о богах, но на самом деле он о людях».
Для мифических персонажей Тора все равно надо было искать людей – но не обычных, а тех, кто смог бы вдохнуть жизнь в обитателей мифического королевства, повелевавших молниями, отважных бойцов и смертных врагов.
«Крис Хемсворт похож на супергероя, - говорит исполнительный продюсер Стен Ли, - Без грима и костюма он просто сильный, эмоциональный парень. В костюме Тора он выглядит так, будто у него достаточно мудрости, чтобы нести мир на своих плечах».
«Несмотря на то, что в комиксах у Тора больше мышц, чем может быть у человека, мы не собирались искать на его роль бодибилдера или рестлера, - говорит продюсер Кевин Фейдж. – Мы решили выбрать актера, который максимально подходил на роль, независимо от того, известный он или нет, поскольку сам персонаж достаточно известен. Мы просмотрели десятки людей, четырем устроили кинопробы. В конце практически единогласно выбрали Криса – у него есть стать, есть чувство юмора, его репликам сразу веришь. Он становится небезразличен, поэтому на него хочется смотреть».
Размер также имел значение. «Другие персонажи – Вольстагг, Ледяные Гиганты – крупнее Тора, но он внушителен сам по себе, и это плюс» - заключает Фейдж.
Когда Тор попадает на Землю, он сталкивается с Джейн Фостер, которая обладает острым умом и модельной внешностью. Фейдж рассказывает: «В оригинальном комиксе Джейн была медсестрой. Мы хотели сделать ее современнее, например, врачом, со школьной скамьи увлекающимся астрофизикой. Нам нужна была красивая актриса, в которую мог бы влюбиться супер-герой, но при этом она должна была быть умной и сильной. Когда мы составляли список качеств актрисы для кастинга, то все время описывали Натали Портман. И, в конце концов, мы решили предложить ей эту роль. На наше счастье Натали не просто оказалась поклонницей комиксов Marvel, но и давно мечтала поработать с режиссером Кеннетом Браной.
Когда на роль Одина, стареющего короля и отца Тора, пригласили легендарного сэра Энтони Хопкинса, для молодых актеров планка резко повысилась. Особенно это коснулось Хемсворта в той сцене, когда Тора отправляют на Землю. Крис вспоминает: «Фильм снимался уже месяц, я достаточно комфортно чувствовал себя в роли своего персонажа. Пришел день съемок конфликта отца и сына. Сцена получалась очень агрессивная, мы постоянно орали друг на друга. А потом Кен подошел к Энтони и сказал: «Пусть это заденет тебя. Ты должен расстроиться». Энтони секунду постоял и сказал «Отличная идея». Я подумал – господи, что же он будет делать?»
«Мы снова начали сцену, - продолжает Хемсворт, - Я вхожу, начинаю говорить свои реплики, а он молчит. И его глаза начинают наполняться слезами. Это отец, который оскорблен и разочарован тем, что его сын его не уважает, позорит их род, королевство, всё, что им дорого. Когда крикнули «Снято», люди вокруг плакали. Потом раздались аплодисменты, и я подумал: «Это великолепно… А я бесполезен. Лучше просто бросить молот и уйти» Но ради таких моментов ты и существуешь в профессии. Тем же вечером я позвонил родителям в Австралию, рассказал обо всем, и теперь они с нетерпением ждут премьеры».
Том Хиддлстон, сыгравший Локи, брата Тора, также играл в той сцене. Он согласен с коллегой: «Во время того эпизода что-то произошло. Как будто воздух в комнате сгустился. Я почувствовал, как слезы подкатывают к горлу. Слава богу, что камера целилась не в меня. Это почувствовали все в комнате. Потом я подошел к нему и сказал: «Тони, я должен сказать, что это было самое невероятное, что я видел в своей карьере». А он ответил: «Он молодец, этот Брана, верно?»
Вся съемочная группа была счастлива играть со знаменитым Хопкинсом, хотя он чуть было не помешал одному актеру. Канадец Колм Фиори, который должен был играть Лофи, главного Ледяного Гиганта, шутит: «Когда меня утвердили, я пытался понять – кто же мой герой? Какой он? Когда Кен пригласил Тони, я сказал ему, что он все испортил, ведь я уже было решил, что сделаю из своего героя Энтони Хопкинса. И что мне теперь делать? Кен ответил: «Ну, мы можем снять тебя первым».
Сам Хопкинс с удовольствием шутил на съемочной площадке: «Я иногда называл Кена «боссом», - вспоминает Хопкинс. – Он ходил по площадке такой властный, но без пафоса. У него отличное чувство юмора, чувство сострадания, внутренняя сила и философский взгляд на жизнь. Чтобы взяться за такой фильм, надо обладать смелостью, и она у него есть. Не только талант, но еще смелость и сила, и это вдохновляет».
Когда такое говорит король, это знак высшего уважения. Так и история «Тора» - об отношениях отца Одина и его сына и наследника Тора, а также о том, как завоевать уважение и за что стоит уважать.
Смотрите также:
- Майкл Бэй: «Мне интересны герои, у которых в жизни черная полоса» →
- Мэтт Деймон: «Мы с Джохаром Царнаевым ходили в одну школу» →
- Фильм «На крючке»: как всегда всё испортила политика →