Суд народов — набат Нюрнберга. В Москве открыт новый музейный комплекс

Руководитель проекта и автор сценарной экспозиции Александр Звягинцев. © / Фото автора

В Государственном центральном музее современной истории России завершились работы по созданию и монтажу музейно-выставочного комплекса, посвящённого Нюрнбергскому процессу. 

   
   

Экспозиция получила название «Нюрнбергский набат без срока давности». Ознакомиться с ней можно будет с 22 июня: виртуальный тур по новому комплексу запустят в день нападения нацистской Германии на СССР, в День памяти и скорби.

О том, как создавался музейно-выставочный комплекс и что будет там представлено, мы побеседовали с руководителем проекта и автором сценарной экспозиции, писателем, историком, с 2000 по 2016 г. — заместителем генерального прокурора РФ Александром Звягинцевым:

— Этот музейный комплекс, посвящённый Нюрнбергскому процессу, стал первым в нашей стране масштабным проектом за все 75 лет, прошедших со времени Суда народов. Выставлено более тысячи экспонатов, причём абсолютное большинство из них демонстрируется впервые. А треть из них — моя личная коллекция. Замысел создания такого комплекса возник довольно давно. Можно сказать, что я всю жизнь, во всяком случае, сознательную, думал над этим проектом: вещи, касающиеся Нюрнбергского процесса, я начал собирать в 20 лет.

Что-то мне передал главный обвинитель со стороны СССР на Нюрнбергском процессе, генеральный прокурор Роман Руденко. Некоторая часть экспонатов, например, снимки легендарного советского фотокорреспондента Евгения Халдея, были мною куплены. Что-то опять-таки получено в дар от зарубежных участников Суда народов. Скажем, мне довелось встречаться с Бенджамином Ференцем, главным обвинителем от США на одном из «Малых Нюрнбергских процессов», а также с Морисом Фуксом, охранником Роберта Джексона, главного обвинителя от США на «Большом Нюрнбергском процессе». Так что можете не сомневаться: все экспонаты подлинные, все они несут дух того времени.

Кстати, если уж речь зашла о духе. Очень часто подобные проекты делают упор на эмоциональную составляющую. Мы же в работе над музейным комплексом ставили иную задачу: нащупать баланс между научной обстоятельностью и эмоциями. И, думаю, в определённой мере это удалось. Фотографии, рисунки, документы, подлинные вещи участников этого события, например, мундир главы советской комиссии, замминистра иностранных дел СССР Андрея Вышинского, дополняются медиаматериалами, которые можно запустить с 20 мониторов, расположенных в пространстве комплекса. Отдельный зал выделен под проект «Реквием»: он задаёт особую ноту и темпоритм всей экспозиции.

На фото мундир Вышинского — синий, слева. Фото автора