Самый добрый фильм. В «Артеке» пройдёт детский кинофестиваль

В прошлом году артековцев к таинствам киношного м­астерства приобщал Александр Домогаров. © / Игорь Харитонов / АиФ

Снимать кино, смотреть кино

«Раньше в залив входил корабль, и мы жили прямо на нём. Это не забывается», - поделился воспоминаниями о первом фестивале его президент народный артист СССР Василий ­Лановой. С командой артистов он на прошлой неделе побывал на пресс-конференции, организованной столичным правительством.      
   

Детей ждут просмотр и оценка полнометражных и короткометражных фильмов, в том числе анимационных, съёмки и монтаж своих фильмов под р­уководством профессионалов, знаком­ство с картинами из золотой фильмотеки. Например, современным школьникам предложат увидеть фильм времён детства их родителей «Там, на неведомых дорожках...», после чего они встретятся с народным артистом РФ Юрием Черновым. 35 лет назад он снялся в этой кино­сказке: «К сожалению, сейчас не снимают фильмов-сказок. Я надеюсь, кто-то из ребят, которые приезжают на этот фестиваль, станет режиссёром и будет снимать их».

Действительн­о, «Алые паруса «Артека» помогают определиться с профессией. Одни участники, окончив школу, идут на актёрский и режиссёрский факультеты. А другие, напротив, после погружения в кино в течение одной артековской смены собираются любить фильмы исключительно как зрители.
«Дети видят, как сложно создаётся кино, - говорит заслуженный артист РФ Вадим Колганов. На фестивале он сопровождает детей в их первых пробах в качестве актёров, авторов сценария и режиссёров. - И, наверное, хорошо, что они об этом узнают так рано».

Другой зритель

Создание собст­венных фильмов артековцы совместят с просмотром картин, снятых для них профессионалами. Отборочная комиссия предварительно посмотрела множество присланных на фестиваль кинолент и выбрала для программы разножанровые фильмы, соответствующие критериям мероприятия. Среди них - наличие у кинокартины прокатного удостоверения. Это требование отсекло часть достойных фильмов.

«Фильмы, которые отказываются покупать, хорошие, но мы не имеем права их показать», - выразила сожаление председатель отборочной комиссии профессор Валентина Орлова.

«Детскому кино нужен прокат, - вторила ей режиссёр и продюсер Анна Чернакова. - Коммерческие сети фильмы брать не хотят».

Пока же в российских кинотеатрах массово идёт «попкорновое» кино, как назвал его заслуженный деятель искусств РФ Александр Адабашьян: «От такого кино в большей степени работают челюсти, а не мозг. Оно воспитало другого зрителя, вернуть которого в театральные залы и библиотеки - непростая задача».     
   

У фестиваля, сохраняющего киношные ценности, есть шанс заняться воспитанием зрителей. Вошедших в жюри детей консультанты научат замечать и оценивать достоинства каждого фильма - уникальность сюжета, работу оператора, музыку, исполнение ролей второго плана - и делиться своим мнением. С последним пунктом трудностей точно не возникнет. По наблюдению консультанта детского жюри Марии Воробьёвой, артековцы из заездов последних лет - «ребята активные, иначе мыслят, ими нельзя управлять». 

Осталось недолго ждать вердикта юных кинокритиков, чей выбор определит «Самый добрый фильм», «Самый мудрый фильм» и «Самый-самый фильм».