Подземная страна. Экскурсовод рассказал о метро Москвы удивительные вещи

© / Игорь Харитонов / АиФ

Ирина Чижевская — экскурсовод Музея Транспорта Москвы. Она работает тут уже два года и с каждым днем все больше влюбляется в величие и триумф метрополитена.

   
   

«Всегда всем интересно, как работает контактный рельс. Как ездят поезда. Столько вопросов! Особенно это интересно детям», — говорит она.

И вместе с тем, продолжает Ирина, то, как строили метро — совершенно непонятно!

«Все это строительство смешивает несколько методов, и из них получился новый, московский. Это же чудо! — улыбается Ирина. — И вообще, чудо то, что страна построила такой грандиозный проект, особенно в сложное время. Это огромный рывок вперед».

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Потому-то Музей Транспорта Москвы и запускает новую экскурсию, посвященную первым очередям строительства подземки. Называется она «Метро. Начало эпохи». Экскурсия позволяет по-новому посмотреть на станции, к которым все давно привыкли и увидеть, что московское метро — это на самом деле дворец.

Уже сто лет назад все понимали, что строительство метро в Москве неизбежно. Проектировать его начали еще в 1923 году. Изначально планировалось, что оно будет наземным, но проект отклонили в 1930-м.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Подземная страна

Первая очередь московской подземки — «Сокольническая» и «Арбатско-Покровская» линии. Начинается путешествие в историю метрополитена на станции «Сокольники», а заканчивается на «Площади Революции». Занимает экскурсия примерно два часа.

   
   

«Рассказывать про всю экскурсию — дело неблагодарное. А вот про некоторые удивительные жемчужины упомянуть можно, — говорит Чижевская. — Метро — целая наука или, если хотите, подземная страна, это то, что находится у нас под ногами. И в то же время это — завораживающий технический объект».

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Техника метро сочетает грандиозную архитектуру, искусство и визуальную составляющую. Строителям удалось создать фактически невозможное. Тому пример — станция «Маяковская». Мало кто знает, что, разговаривая через железную арку, расположенную в разных сторонах станции, можно слышать друг друга.

«То есть если вы подойдете к желобку, а ваш друг встанет с другой стороны к нему же, то сможете переговариваться. Точно неизвестно, почему так происходит. Скорее всего, купола преломляют звук», — задумывается Ирина Чижевская.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Важным украшением станции являются размещенные в нишах под куполом мозаичные панно из смальты (автор — Александр Дейнека). Изображают они сутки страны советов от раннего утра до заката.

«А еще говорят, что, если взять медный пятачок и запустить вдоль арки, он, словно примагниченный, обогнет всю дугу и приземлится у подножия колонны ровнёхонько с другой стороны», — говорит Ирина.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Не загадывай желание

А самой волшебной станцией называют «Площадь революции», украшенную бронзовыми скульптурами. На этих скульптурах представлен весь свет советского общества — от военных до студентов и творческой интеллигенции. Есть и красноармейцы, краснофлотцы, парашютисты... Если пройтись, то можно увидеть детей, которые строят самолет.

«На станции все скульптуры ваялись с реальных людей. И статуя собаки — пса звали Индус — тоже. Считается, что если потереть ему нос и загадать желание, то оно сбудется. Говорят, традицию выдумали студенты Бауманского университета, чтобы удачно сдать экзамен, — продолжает Чижевская. — Предупреждаю: тереть собаке нос не стоит, потому что портится рельеф фигуры, и произведение искусства стирается».

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

На станциях, ведущих к городским вокзалам, больше всего артефактов. Так, например, «Комсомольскую» открыли в 1952 году. Названа она в честь метростроевцев, которые возвели ее в тяжелое послевоенное время.

«На станции сохраняется стиль помпезности, чтобы все приезжие на вокзалы Москвы, спустившись в подземку, испытывали восторг. Архитектор Щусеев считал, что это парадные ворота Москвы», — приоткрывает секрет Ирина.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Кстати, до 2011 года, пока не построили Зябликово, эта станция считалась единственной с балконами над путями. А еще на станции в специально сделанных нишах, раньше стояли телефонные аппараты, в них тихо и до сих пор можно поговорить по телефону! Правда, уже по своему — мобильному. Тут можно увидеть также капители (часть колонны), озаглавленные «КИМ» («Коммунистический интернационал молодежи) и панно Евгения Лансере «Проходка шахты метро».

«Художник сделал его в 1935 году. По одной из версий, он мог создать его, вдохновившись пьесой про метростроевцев, которая шла в то время в театре», — говорит Ирина Чижевская.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Большая очередь

Отметим, что на новую экскурсию Музея Транспорта лучше записываться заранее — уже сейчас на нее большая очередь. Прийти хотят не только москвичи: есть посетители из Санкт-Петербурга, ожидаются гости из посольства Египта. В некоторых случаях экскурсии будут проводить на английском.

Кстати, все международные гости сходятся на том, что московское метро — лучшее в мире. Директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко отмечает, что это целый культурный феномен.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

 «Сегодня Московский метрополитен — одна из самых развитых транспортных систем в мире. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина закладываются, строятся и открываются новые станции», — отмечает заместитель мэра в Правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Проходить экскурсии будут каждое воскресенье. Старт от метро «Сокольники». Записаться можно на сайте Музея Транспорта Москвы.

Напомним, что весной прошлого года запустили экскурсию по самому длинному кольцу метрополитена — БКЛ (70 км). На ней рассказывается о новом метро. Оказывается, станцию «Электрозаводская» украшает гигантское панно, автором которого является художник Александр Рукавишников. По убранству станции «Авиамоторная» можно проследить ее связь с самолетами, а на «Марьину Рощу» спуститься по самому длинному на сегодняшний момент тоннелю — 130 метров.