Передвижники – возврат к корням. Чем удивит новый проект Третьяковки?

Владимир Астапкович / РИА Новости

Почему на выставке «Передвижники» в новом корпусе Государственной Третьяковской галереи отсутствует полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге», которое считается символом Товарищества Передвижных Художественных Выставок?

   
   

Открытие нового корпуса Государственной Третьяковской галереи по адресу Кадашёвская набережная, 12, руководство галереи решило приурочить к старту масштабного проекта, который назван с обманчивой простотой — «Передвижники».

Заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова. Фото: РИА НовостиВладимир Астапкович

В экспозиции представлено более 150 работ из 15 российских музеев, а также документы из отдела рукописей Третьяковки, которые помогут прояснить феномен передвижников. Однако искать среди полотен картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» — а именно она считается символом Товарищества Передвижных Художественных Выставок — дело пустое. Почему так вышло, aif.ru рассказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова:

— Этот проект замышлялся давно. Вообще-то предыдущая выставка, посвящённая передвижникам, была приурочена к столетию Товарищества и проходила в 1971–1972 гг. И первоначально мы хотели, чтобы следующий масштабный проект пришёлся на 150-летний юбилей, но его пришлось отложить… Так вот, за эти полвека появилось много новых исследований, позволяющих по-новому взглянуть на феномен передвижников, сломать штампы и неверные представления, которыми эти художники успели обрасти в массовом сознании. Ну вот, например, на нашей выставке вы не увидите «Бурлаков на Волге» Репина. Почему? Да потому, что эта картина никогда не экспонировалась на передвижных выставках! А мы в нашем проекте целенаправленно собирали только те полотна, которые присутствовали на передвижных выставках, или имеют к ним непосредственное отношение, скажем, были почему-то отвергнуты… Считается, что передвижники занимались в основном бытовым жанром, а между тем охват русской жизни в их произведениях необычайно широк и не может быть ограничен только бытовыми сценками. Это темы бедности и богатства, молодости и старости, религии и церкви, столицы и провинции — словом вся наша жизнь, всё, вплоть до школьного буллинга или обнажённой натуры, которая у многих вызывала шок. Поэтому передвижники и были так интересны и популярны — они не только поучали публику, как мы привыкли считать, но и развлекали её, и дразнили, и заставляли задуматься.

Фото: РИА НовостиВладимир Астапкович

Выставка начнёт работу 30 октября и будет продолжаться до 6 апреля 2025 года в новом корпусе Государственной Третьяковской галереи по адресу Кадашёвская набережная, 12.