4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась XVIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь – к Дню народного единства».
Это мероприятие не столько завершает нынешний год, сколько открывает следующий, в котором мы отметим 75-ю годовщину Победы. Так что главная тема выставки предсказуема. Но её прочтение – свежее и неожиданное. «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». 149 произведений живописи и скульптуры из 32 городов России, 15 тематических залов, работы художников 1940–2010 гг.
«Здесь нет ни одной пустой, конъюнктурной работы, что писали на заказ, – говорит глава кураторской группы выставки, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Всё, что представлено, – очень глубокое, серьёзное, искреннее высказывание художников разных поколений: и тех, кто застал войну, и тех, кто родился позже. Мы отошли от формального подхода – мол, почтим память, постоим и разойдёмся. Нет, эти картины способны затронуть душу каждого, кто придёт на выставку».
«Осмысление войны продолжается, – уверен председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов). – Иногда оно бравурное, иногда – сдержанное. Но то, что нам передано в произведениях искусства, не сравнить ни с чем. Меня поразило то, что мы, глядя на эти картины, можем ощутить чувства людей, которые 22 июня 1941 г. вступили в совершенно другую жизнь. То потрясение, когда кончилась мирная жизнь – со всеми недостатками советской системы, но мирная – и началось что-то неведомое, страшное… Именно это для меня было главным открытием, когда я увидел полотно Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Недаром Сталин в 1943 г. взял эту картину на Тегеранскую конференцию и повесил в зале переговоров – там, где речь шла об открытии Второго фронта. Он знал, что делал. По словам тех, кто присутствовал тогда в Тегеране, Рузвельт и Черчилль были ошеломлены».
Экспозиция будет работать в Москве до 8 декабря 2019 г. В планах организаторов – устроить тур выставки по городам России: от Калининграда до Владивостока.