От ярмарки до рекорда Гиннесса. Чем прославилось «Путешествие в Рождество»?

Где столица Рождества?

Современные летописцы датируют появление собственного московского новогодне-рождественского фестиваля 24 декабря 2012 г. Тогда на Манежной площади прошла Страсбургская ярмарка, завершившаяся после Рождества. Как же она оказалась в Москве? Всё очень просто. Крупнейшая и старейшая ярмарка в Европе Christkindelsmärik известна во всём мире, а сам Страсбург благодаря ей снискал славу «столицы Рождества», правда, так считают только сами эльзасцы.

   
   

Давным-давно, ещё в 1570-м, по средневековой традиции городские власти выделяли место у входа в собор для рождественского рынка. Всевозможные ремесленники и умельцы – гончары, резчики по дереву, кузнецы, ювелиры, портные и повара – соревновались друг с другом в мастерстве. Позднее ярмарка собирала бродячих музыкантов, всяких менестрелей и прочих артистов, которые развлекали местную публику. Идея так по­нравилась европейцам, что они сохранили её до наших дней и даже начали делиться опытом с другими странами. Ежегодно мэрия Страсбурга выбирает город, в котором будет проходить своя Страсбургская ярмарка. В 2012-м им стала Москва. На Манежной площади установили 20 деревянных шале (павиль­онов). В этих торговых домиках москвичи и гости столицы могли попробовать эльзасские разносолы – знаменитые страсбургские пряники, брецели со шпеком, фламандские пироги и запить их обжигающим душистым глинтвейном, а также купить французские рождест­венские украшения и ещё тысячу восхитительных вещей. Тогда на рождест­венский рынок пришли около 600 тыс. посетителей. Конечно, сложно назвать Страсбургскую ярмарку первым «Путешествием в Рождество», однако она стала его предвестницей. В столице поняли: нужен свой собственный фестиваль.

Не тот размах

В следующем, ­2013 г. власти подумали и решили, что для нас одна какая-то ярмарка – это не тот размах. Да и народу у нас больше, и товаров всяких своих продать-неперепродать, а наш сбитень на меду ничуть не хуже их глинтвейна. А посему у нас в Первопрестольной будет не одна ярмарка, а целых 34 площадки в разных округах Москвы. Первое «Путешест­вие в Рождество» запомнилось знакомством с рождественскими традициями разных стран мира: на Пушкинской площади открылся уголок Вены, на Тверском бульваре – Армении, а вот на Манежной решили повторить ставшую уже близкой Страсбургскую ярмарку. Программу тоже разнообразили и провели общегородской рождественский квест. Понравилось москвичам такое веселье, а изобилие – ещё больше. Шутка ли, на фестиваль пришли вместо прошлогодних 600 тыс. 6 млн гостей, и даже иностранцы приехали, дескать, посмотреть и сравнить: мол, как вы тут с ярмаркой справляетесь?

Ох уж эти сказки!

Второй фестиваль «Путешест­вие в Рождество» ждали с нетерпением. Те, кто пропустил, жалели, что не попали, а те, кто побывал, вспоминали и радовались в предвкушении новогодней сказки. А сказки были на любой вкус – на каждой площади своя! Гостей встречали Емеля, царевна Несмеяна, Серый Волк, Жар-птица и многие другие, а верховодили ими, конечно же, Дед Мороз со Снегурочкой. Дедушку с внучкой поселили в столице в специальной резиденции у Воскресенских ворот. 

На Манежной построили город гномов, а на Театральной жили ангелы, на Тверской возвели княжество Гвидона и царст­во Салтана. В Новопушкинском сквере и на Тверском бульваре можно было повст­речать Морозко и Снежную королеву, поболтать с ними и пожелать новогоднего настрое­ния. На Пушкинской площади появился каток, где звучал Чайковский и учили танцевать на льду. Однако на этом поражаться и восхищаться гости фестиваля не перестали. Ахать и охать начали, когда увидели по-настоящему волшебные масш­табные световые инсталляции и арт-объекты. Один «Сказочный лес» на Тверском бульваре чего стоил, да ещё со светящимися животными. А «Зазеркалье» на Большой Дмитровке... Вспоминать можно долго. Одних мастер-классов, игр, представлений было столько, что и не сосчитать.

Коллаж Юлии Аганиной

Среди снежных островов

В третий раз «Путешествие в Рождество» прошло в Москве под девизом «чтобы ещё придумать такого, чтобы затмить прошлый фестиваль». И ведь придумали же. 38 ярмарочных площадок превратились в фантастические острова в сказочном океане новогоднего мегаполиса. 

На Манежной разместили огромный ёлочный шар из светодиодов. Инсталляция попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая светодиодная скульп­тура в мире. У фестиваля появились живые символы – Фьёки. Согласно легенде праздника, встретить Фьёка на московской улице или обняться с ним – к счастью в наступающем году. 

   
   

Одновременно с «Путешест­вием в Рождество» в столице засверкал ещё один фестиваль – «Рождественский свет». Слов не хватит, чтобы описать эту красоту, её нужно было видеть. Одну только гигантскую световую корону перед Большим театром забыть невозможно. А сколько великолепных небольших инсталляций российская столица увидела впервые. Понятно, что история Московского фестиваля света пока ещё не такая длинная, как, скажем, у Лионского (лион­цы впервые зажгли свечи в благодарность Деве Марии за то, что их город не затронула чума в 1643 г.). С тех пор и до сегодняшних дней Лионский фестиваль – ярчайший в мире.

Путешествовать с рождественским светом гостям праздничной феерии на­столько понравилось, что организаторы снова решили совместить два фестиваля. К слову, про то, как всё начиналось, уже забыли, тем более с каждым разом событие становилось масштабнее и разнообразнее и давно затмило первую камерную ярмарку на Манежной. Иностранные туристы теперь ехали не в Страсбург, а в Москву. 

15 стран приняли участие в четвёртом фестивале, ­по­знакомив москвичей со своими празд­ничными традициями. Самой «международной» площадкой стала Тверская площадь, где раскинулась европейская рождест­венская деревня и прошли новогодние ёлки – финские, чешские, французские, австрийские и др. Самым популярным местом четвёртого фестиваля стала 100-метровая ледяная горка на площади Революции. Те, кому забава по душе не пришлась, любовались... дизайнерскими ёлками на Кузнецком. Любителей всего яркого и таинственного ждал «Светомузыкальный лес» на Пушкинской площади. Гости зачарованно застывали, наблюдая, как сказочные деревья и животные меняют цвет под чарующие звуки русской классики. Ещё запомнились оригинальные световые конструкции в виде фужеров с золотистым шампанским, таким же искрящимся, как воспоминания о четвёртом «Путешест­вии в Рождество».

Новогодний аншлаг

Пятое «Путешествие в Рождество» оказалось, наверное, самым эффектным и незабывае­мым. Так совпало, что фестиваль стал преддверием наступаю­щего Года театра. Новогодняя столица превратилась в одну огромную сцену. Ведущие труппы нашей страны и зарубежные гости представили новый для столицы формат уличных представлений. Мюзиклы и комедии, танцевальные и эстрадные постановки – театральный калейдоскоп абсолютно разных жанров и направлений – от абст­ракции до классики, чтобы зритель смог выбрать действо по своему вкусу.

В «Путешествии в Рождество» приняли участие 70 российских театров: Большой, Малый, Мариинский, Театр наций, МХТ имени Чехова, Екатеринбургский Государственный театр оперы и балета, Красноярский, Омский, Череповецкий, Иркутский, а также театры из Чехии, Венгрии, Франции, Испании и Латвии. Количество посетителей перевалило за 14,5 млн человек. Центром притяжения фестиваля была Тверская улица, которая стала пешеходной на целых три дня. Ведущие рестораторы угощали москвичей изысканной кухней стран всего мира. Пятое «Путешест­вие» было оригинальным, со своими «фишками», но неизменными остались: полюбившая­ся ледяная горка, «Сказочный лес» (он разросся, и в нём поселились новые фантастические обитатели) и ярмарочные шале.

Сегодня Москва ещё ярче сияет и переливается, ведь «Путешествие в Рождество» длится две недели. Кстати, после ЧМ по футболу иностранные гости обещали вернуться, чтобы увидеть самый масштабный и грандиозный зимний праздник. Что тут скажешь, ждём!