До зимы в Москве успеет начаться куча интереснейших мероприятий. На Солянке художники препарируют человеческие страхи, на Зубовском бульваре читают стихи по карточкам, на Крымском валу изучают истоки русского авангарда, в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ отодвигают в сторону «Чёрный квадрат» Малевича. Рассказываем о самых интересных событиях.
«Эль Лисицкий. El Lissitzky».
Новая Третьяковка (Крымский Вал, дом 10, с 15 ноября 2017 по 18 февраля 2018), Еврейский музей и центр толерантности (улица Образцова, дом 11, строение 1а, с 16 ноября 2017 по 18 февраля 2018).
Легендарный Эль Лисицкий (Лазарь Лисицкий) знаменит тем, что является одним из первых последователей Казимира Малевича и художником, который перенёс супрематизм из живописи в архитектуру, придумав так называемые «горизонтальные небоскрёбы». Правда, почти все его проекты так и не были воплощены в реальность (за исключением здания типографии журнала «Огонёк», построенного в Первом Самотёчном переулке). Широкой публике Лисицкий известен своим супрематическим плакатом «Клином красным бей белых», созданном в 1920 году. На обеих выставках представлены фотографии и архитектурные проекты мастера, книжная графика, живопись, работы «доавангардного» периода, фотоколлажи.
«Казимир Малевич. Не только „Чёрный квадрат“».
ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница» (проспект Мира, дом 123 б, с 24 ноября 2017 по 25 февраля 2018).
Тот самый квадрат заслоняет собой не только «вчерашний день искусства», провозглашая принципиально новый стиль: для большинства непосвящённой публики он заслоняет почти всё творчество художника. А ведь у Малевича кроме чёрных квадрата, круга и креста есть масса интересных работ. Поэтому организаторы выставки решили «отодвинуть» квадрат в сторонку и дать гостям возможность полюбоваться менее известными полотнами художника, плакатами, открытками, гелиогравюрами, эскизами декораций и беспредметными композициями, созданными для «Последней футуристической выставки „0,10“», проходившей в 1915 году.
«В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна»
Музей Москвы (Зубовский бульвар, дом 2, до 26 ноября).
Московский концептуалист Лев Рубинштейн отметил в этом году свой семидесятилетний юбилей. В семидесятых годах прошлого века он нечаянно придумал новый жанр в искусстве. В те времена он работал в библиотеке и свои стихи, наброски и рисунки записывал на каталожных карточках. Это и есть легендарная «картотека Рубинштейна». Во время выступлений поэт так и читает свои стихи – по карточкам. На выставке можно познакомиться также с предметами из коллекции Музея Москвы, характерными для того времени. Кроме того, в экспозиции представлены работы московских художников-концептуалистов: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Андрея Монастырского, Ирины Наховой, Ольги Флоренской и других.
Выставка «Боюсь»
Государственная галерея «На Солянке» (Солянка, 1/2, строение 2, с 9 ноября по 10 декабря).
Подобные проекты, центральной темой которых становится страх и разнообразные символы ужаса, уже появлялись в истории современного искусства: например, проект «Верю!» Олега Кулика, объединивший работы 50 художников на темы веры и религии, или композиции музыкальной группы «4 позиции Бруно», посвящённые человеческому подсознанию, далеко не всегда радужному и беззаботному. Выставка «Боюсь», кстати, стала своеобразным ответом творчеству музыкантов. В ней приняли участие 16 художников, собравших документальные, литературные и художественные свидетельства человеческого страха: фотографии, элементы интерьера, воспоминания, фольклор. Но экспозиция — это не только «запугивание» посетителей, но ещё и поиск путей избавления от различных фобий.
Семейная выставка «Новая квартира»
Музей Вадима Сидура (Новогиреевская улица, дом 37а, с 18 ноября 2017 по 7 января 2018).
Вроде ничего особенного: на фотографиях интерьеры и детали обычной московской квартиры. Но вглядываешься и понимаешь, что это центр мира, точка, из которой её обитатели наблюдают за окружающим миром и изменениями, происходящими в нём. Отец и сын Игорь и Юрий Пальмины, известные архитектурные фотографы, создали настоящую семейную выставку, «героиней» которой стала квартира в многоэтажке на границе Вешняков и Новогиреево. В неё семья Пальминых переехала в семидесятых годах прошлого века. Молодой Юрий Пальмин увлечён «внутренней жизнью» квартиры, снимая интерьеры и отслеживая соотношение частного и общественного в большом доме, а старший Игорь Пальмин смотрит в окно, и его объектив фиксирует, как бывшая деревня исчезает и становится частью мегаполиса.