Цой с удаленными сценами. Питерский «Севкабель» визуализировал «Кино»

Фото: Игорь Карев / АиФ

Большая голова Виктора Цоя в характерном наклоне и с непременной зажигалкой рядом занимает большую часть зала, на черных стенах которого развешаны портреты музыканта в разные годы его жизни — именно так начинается для посетителей выставка «Виктор Цой. Легенда», которая открывается в петербургском арт-пространстве «Севкабель Порт». Выставка уже знакома любителям музыки и советского рока. Два года назад она с успехом проходила в московском «Манеже», но сейчас её создатели окончательно оформили свою идею, и зрителей ждет, как говорит куратор и автор концепции Дмитрий Мишенин, «режиссерская версия», в которую включены «удаленные сцены».

   
   
Фото: АиФ/ Игорь Карев

По словам куратора, посвященная Цою, выставка была задумана ещё пять лет назад, но её реализация столкнулась с определенными сложностями — в 2020-м начался ковид, многие мероприятия отменялись или переносились, и даже «манежная» версия этой экспозиции уже была в каком-то смысле чудом.

«Я не хотел бы сравнивать московскую и питерскую выставки, — сказал aif.ru Александр Цой, сын музыканта и вдохновитель многих проектов, посвященных памяти отца. — Мне кажется, то, что московская выставка была в “Манеже”, почти на Красной площади — это тоже очень круто, особенно в свете того, что она посвящена человеку, который начинал как подпольный музыкант, работавший в кочегарке, чтобы не попасть под статью о тунеядстве».

Фото: АиФ/ Игорь Карев

Цой-младший добавил, что и нынешняя выставка является символичной — она проводится в родном городе Виктора Цоя.

«Они обе крутые, но по-разному», — заключил Александр.

Отметим, что именно в этом пространстве в 2020-м записывался концерт «Кино» в «Севкабеле» — концерт, в котором музыканты группы собрались вместе впервые с 1990 года.

Фото: АиФ/ Игорь Карев

«Мы записывались здесь, во время ковида, нам не разрешали, и тогда я придумал вот эту съемку, — вспоминает Александр Цой. — Съемку нам разрешили, мы пригласили друзей — и записали. Я ориентировался на эстетику нелегального рейва — индустриальное пространство, современный яркий свет, огромный экран. Но получилось что-то другое, как всегда в таких случаях и бывает».

   
   
Фото: АиФ/ Игорь Карев

Выставка в «Севкабеле» отличается в первую очередь большим пространством —под неё отведено около 3 тыс. кв. м, тогда как в «Манеже» два года назад было в полтора раза меньше. Число экспонатов примерно одинаковое — чуть больше трехсот, но, как рассказал Цой-младший, за два года удалось найти дополнительные документы эпохи восьмидесятых и расширить экспозицию, сделав то, что было запланировано, но не реализовано в Москве — поэтому в «Севкабеле» не 11 тематических залов, а 13.

Фото: АиФ/ Игорь Карев

Впрочем, в целом это та самая выставка, которая тогда носила подзаголовок «Путь героя» — выставка-байопик с коллекцией личных вещей Виктора Цоя, редкими документами, гитарами, на которых он играл в разные периоды карьеры, сценические костюмы, фотографии и видеозаписи из семейного архива и написанные Цоем картины. Правда, и сейчас реализовать удалось не все задумки — создатели выставки планировали создать видеопроекцию его рисунка «Картину написать не успел» и разместить её над пространством соответствующего зала, но, как признался Мишенин, получилась инсталляция «Картину повесить не успели». Впрочем, возможно, они всё-таки реализуют эту идею — выставка будет идти до марта 2025 года. Но напомним, что в Москве её несколько раз продлевали из-за высокого спроса.

Фото: АиФ/ Игорь Карев

Однако подобная выставка была бы неполной без главного экспоната — песен группы «Кино» разных лет. На «Севкабеле» это реализовано с помощью специальных аудиогидов, сделанных из старых магнитофонных кассет с современной начинкой — в каждом зале они выдают новую композицию. Так, в стартовом зале — с головой Цоя — играет песня «Мне не нравится город Москва, мне нравится Ленинград» времен группы «Гарин и Гиперболоиды», написанная Цоем и Алексеем Рыбиным специально для московского концерта в декабре 1982 года. Потом — «Место для шага вперед», потом — «Камчатка» в зале, имитирующем обстановку той самой котельной. Конечно, не только песни — можно послушать и голос Цоя из фильма с его участием в специальных телефонных будках, фрагменты его интервью, например, программе «Взгляд». А заканчивается всё «Последним героем» — в том виде, в котором «Кино» исполнило эту песню в «Севкабеле» четыре года назад.

Фото: АиФ/ Игорь Карев

Как сказал куратор, его целью было сделать проект, достойный Виктора Цоя. «Это получилось сделать и в Москве — достойно визуализировать его жизнь и творчество, — отметил Мишенин. — Но именно здесь нам удалось сделать всё так, как было задумано пять лет назад».