Александр Шишков: Чему учит Запад?

Александр Шишков. © / репродукция

Александр Шишков, адмирал, литератор. «Рассуждение о любви к Отечеству», 1811 г.

   
   

Не одно оружие и сила одного народа опасна бывает другому; тайное покушение прельстить умы, очаровать сердца, поколебать любовь к земле своей и гордость к имени своему есть средство надёжнее мечей и пушек. Средство медленное, но верное, и рано или поздно, но цели своей достигает. Мало-помалу налагает оно нравственные узы, дабы потом наложить и настоящие цепи. Пленник в оковах может разорвать их, может ещё быть страшен победителю, но пленник умом и сердцем остаётся всегда пленником.

Воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное. Чужестранец, даже самый честный из них и благонамеренный, не научит меня знать землю мою и любить народ мой. Ибо сам не знает, не имеет нужных чувствований. У него своя мать, своё гнездо, своё отечество. 

Иностранец научит меня своему языку, своим нравам, своим обычаям, своим обрядам; воспалит во мне любовь к ним; а мне надобно любить свои. Две любови не бывают совместны между собою. Он возбудит во мне желание читать его писателей, пристрастит меня к их слогу, выражениям, словам - а чрез то отвратит меня от чтения собственных моих книг, познания красот языка моего. Ибо кто может устоять против возбуждённой с малых лет склонности и привычки?

Он поведёт меня по своим городам, полям, путям. Натвердит мне о своих забавах, играх, зрелищах, нарядах. Распишет их в воображении моём своими красками. Обольстит, очарует понятие моё. Родит во мне благоговение ко всем мелким прелестям и даже к порокам земли своей. Он вложит в меня всё своё, истребит во мне всё моё и, сблизив меня со своими обычаями и нравами, удалит от моих.

Народное воспитание есть весьма важное дело, требующее великой прозорливости и предусмотрения. Оно не действует в настоящее время, но приготовляет счастие или несчастие будущих времён.

Смотрите также: