Михаил Салтыков-Щедрин, писатель, 1863 г., из хроники «Наша общественная жизнь»
Эти господа из ёрничества умеют создавать художественную картину; они прилгут, прихвастнут даже, лишь бы краски ложились погуще, лишь бы никто и сомневаться не смел, что в России действительно все подряд гнусны и растленны, что в России нельзя жить, что в России не имеется образованного общества, и прочее, и прочее... В этом явлении есть некоторый протестующий писк, некоторая самолюбивая, но застенчивая мысль, что я-то, дескать, парень лихой, а вот соотечественники-то мои - куда плохой народ!
Возьмите, например, англичанина. Он везде является гордо и самоуверенно и везде приносит с собой родной тип со всеми его сильными и слабыми сторонами. Вы чувствуете, что эти стороны его собственные и что он правильно поступает, не утаивая их. Почему он так поступает? А потому именно, что знает, что он сам лично в этой общей работе для отечества совсем не пятая спица в колесе, а, напротив того, прямой её участник и делатель.
Подобное же явление повторяется и у нас - а именно в сфере мужицкой. Русский мужик точно так же является самим собою, то есть простым, непринуждённым, и точно так же не придёт ему в голову стыдиться того, что он русский. Почему? А всё потому же, что он занят делом, что он чувствует себя не только не лишним, а совершенно необходимым деятелем в русской семье.
Один гулящий русский человек шатается без дела и потому не может ни к чему себя приурочить. В отношении к иностранцам он чувствует, что как будто что-то украл, в отношении к своим чувствует, что как будто что-то продал. Одиноко и безучастно носится он со своим чревом по Европе, приводя в изумление своей плотоядностью и весёлой похотливостью своих нравов...
Смотрите также:
- Владимир Войнович: Читать современные книги после Пушкина – всё равно что п →
- Андрей Битов: «Если нельзя поднять уровень - надо опускать плинтус» →
- Андрей Битов: «Мы не хотели и не хотим свободы. Мы воли хотим» →