Михаил Салтыков-Щедрин, писатель. Из статьи «Признаки времени. Легковесные». 1868 г.
Легковесные люди - вот несомненные герои современного общества. Чем легковеснее человек, тем более он может претендовать на успех. А ежели он весом менее золотника, то это такой завидный удел, при котором никаких препон в жизни для человека существовать не может. Законы физики торжествуют - лёгкие тела поднимаются вверх, тела плотные и веские остаются в низменностях. Золотники стоят триумфаторами по всей линии и во всех профессиях; они цепляются друг за друга и, в конце концов, образуют такую плотную массу, сквозь которую нельзя пробиться даже при помощи осадных орудий.
Всё проходит, всё изменяется. Были идеи - они переродились в слова, были слова - они сменились бессвязным, любострастным стенанием.
Увы! Драгоценные обрывки мысли исчезают бесследно, исчезают на виду у всех! Бессвязный гул, который издаёт толпа «легковесных», не только не имеет ничего общего с мыслью, но даже находится в явно враждебных к ней отношениях. Всякая мысль, каково бы ни было её содержание, одинаково противна «золотнику» уже по тому одному, что она мысль, а не похоть, не вожделение.
Легковесный - это герой современности. Он изгнал мысль из домашнего употребления, он свергнул с себя её тягостное иго и на этой победе основал своё величие. Посмотрите, как он волнуется, как он ловко по временам скользит, а по временам и перескакивает через препятствия; как он подставляет ножку другим, подобно ему бесконечно малым, как он стремится, изгибается, цепляется... Взгляните вперёд, и вы наверняка убедитесь, что там, вдали, мотается вожделенный кусок...
Они могут временно пропасть, но изгибнуть не могут. В ту самую минуту, когда вы считаете воздух навсегда очищенным от них, они уже где-то зарождаются, где-то взыграли, где-то роятся. Ещё мгновение - и они уже носятся по полям и оврагам, они брыкаются и кусают, и победоносно гремят...
Смотрите также:
- Б. Стругацкий: До «1984» дело не дойдет, но авторитаризм восторжествует →
- Виктор Сухоруков: «Русский человек сам строит и сам тут же ломает» →
- Борис Стругацкий: «Торжество Закона Халявы состоялось» →