«В главной роли. Путин в современной культуре». Отрывок из книги

Фрагмент обложки. © / «Госиндекс»

7 октября, в день рождения Владимира Путина, вышла в свет книга «В главной роли. Путин в современной культуре». В оригинальном произведении рассказывается о влиянии образа президента России на массовую культуру, дизайн и творчество художников по всему миру, начиная от обложек журналов и уличных граффити до сувенирной и рекламной продукции.

   
   

«На сегодняшний день в мире, наверное, нет человека, который не слышал бы имени Владимира Путина. Для одних российский президент — символ надежды, для других опасный враг, а для третьих источник вдохновения», так начинается эта книга. Её авторы постарались понять, почему фигура Путина стала одним из самых известных мировых брендов в мире и как изменялся он сам начиная от «полковника КГБ» и до символической фигуры XXI века.

АиФ.ru публикует отрывок из книжной новинки. Отрывок предоставлен главным редактором сайта Госиндекс Виктором Левановым.

Путин с самого начала волновал больше людей, чем его предшественники, и не удивительно, что в условиях отсутствия подробной публичной информации о нем заголовки газет всего мира запестрели одним вопросом на сотнях языков: «Кто он такой?». Фраза «Who is Mr. Putin?» стала настоящим медийным мемом и в течение нескольких первых лет президенства сопровождала львиную долю новостей, хоть как-то с ним связанных. Загадка плюс фактор неожиданности приход Путина к власти служит идеальным примером того, как обратить на себя внимание.

В 2000 году началось триумфальное шествие Путина по медийной и визуальной вселенным. Сразу же бросается в глаза, что в отличие от Ельцина, которого изображали в основном в виде матрёшек и однотипных карикатур, Путин смотрит на нас с многочисленных живописных портретов, ювелирных миниатюр, с молодёжных футболок, фотографий, коллажей, интернет-демотиваторов, комиксов, с трафаретных изображений, разрисованных уличными художниками стен домов, скульптур, бесчисленных газетных полос и обложек журналов. Исследуя историю того, как Путина изображали те или иные авторы и медийные ресурсы, сталкиваешься с двойной задачей, ведь президент сегодня находится на передовой информационной войны, его действия освещаются с различных углов и интерпретируются представителями разных культур часто с диаметрально противоположными намерениями в итоге образ Путина оказывается столь же многогранным, как и мир, на который он влияет. 

В начале двухтысячных на вопрос о том, кто такой мистер российский президент, начал формироваться первый ответ, который резюмировался в образе Путина-офицера. Демонизация российского лидера еще не стала задачей ведущих политтехнологов планеты, и внутри страны превалировало «джеймсбондовское» его восприятие. Воспитанные на «17 мгновениях весны» режиссёра Татьяны Лиозновой и киноэпопее про разведчика Тульева, россияне понимали разницу между внешней разведкой и «черными воронками НКВД» и видели в Путине вернувшегося из немецкой командировки Штирлица, честного, умного российского офицера, владеющего языками, понимающего иностранную культуру, знающего ценность данного слова и присяги таким его показывали тогда по телевидению в репортажах, посвященных  напряженной обстановке на Кавказе. Что же касается сохранявшегося в постсоветском обществе страха перед «вездесущим КГБ», то учитывая молодость Путина и его дружбу с одним из главных демократов страны Анатолием Собчаком, было понятно, что «железный занавес» и «черные воронки» это явно не про него. 

   
   
«В главной роли. Путин в современной культуре» (2016), «Госиндекс»

В России сложились две исторические традиции изображения руководителей страны. Для условно «царской» манеры характерно реалистичное исполнение фигуры с нарочито тщательной, «уважительной» пластикой живописи и, как правило, барочной или ампирной отделкой. Вторая традиция условно «советская», или модернистская  отличается социалистической бодростью и авангардным оптимизмом героя, которого изображают смотрящим вперёд, в сторону прогресса; иногда образ его редуцируется до одноцветного, контурного портрета, который дополняется вдохновляющим лозунгом.

Образ Путина представляет нарождающуюся третью традицию образ влиятельного современника не лишен человеческих черт и выполнен в сотне различных манер на тысячах носителей, вписан в разноплановую и быстро меняющуюся картину информационной эпохи, подвержен эволюции по мере того, как его прототип осуществляет некие действия. Здесь мы видим уже не строгий канон, не стандартный «заявочный план» первого лица государства, но образ, диктуемый действием и контекстом, интерпретируемый не только профессиональными художниками, но и каждым, у кого яркий герой вызвал эмоции и желание перевести его в плоскость искусства, быта, моды. 

Сегодня многих авторов, кто рисует или как-то иначе изображает Путина, оппоненты обвиняют в сотрудничестве с властью, в попытке выслужиться. Однако с самого начала его вступления в должность деятели искусства по всему миру творили, вдохновлённые его необычной жизненной историей. Так, на молодёжной биеннале 2001 года, в самом начале первого президентского срока, буквально на всех выставках можно было увидеть изображения Путина в тех или иных ролях. Он выступал носителем надежд, и каждый художник был волен интерпретировать фигуру нового лидера по-своему. Кто-то сделал механического Путина, пожимающего всем руку, кто-то ограничился листовками и плакатами, кто-то намикшировал его выступления в видеоарт, другие проводили перформансы с использованием только что появившихся в продаже силиконовых и картонных масок Путина.